Приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской обл. от 24.04.2015 N 62-ОД "Об утверждении методических рекомендаций по проведению органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области мероприятий по расторжению договоров с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, систематически не выполняющими обязательства по предоставлению жилищно-коммунальных услуг"



КОМИТЕТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 24 апреля 2015 г. № 62-ОД

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАСТОРЖЕНИЮ ДОГОВОРОВ
С ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА,
СИСТЕМАТИЧЕСКИ НЕ ВЫПОЛНЯЮЩИМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 31.05.2013 (№ Пр-1479 от 06.07.2013), приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации по проведению органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области мероприятий по расторжению договоров с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, систематически не выполняющими обязательства по предоставлению жилищно-коммунальных услуг (далее именуются - методические рекомендации), согласно приложению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области:
2.1. обеспечить расторжение договоров с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, систематически не выполняющими обязательства по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, в рамках своих полномочий;
2.2. при расторжении договоров с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, систематически не выполняющими обязательства по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, руководствоваться методическими рекомендациями.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Председатель комитета
О.Д.НИКОЛАЕВ





Утверждены
приказом
комитета жилищно-коммунального
хозяйства Волгоградской области
от 24 апреля 2015 г. № 62-ОД

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАСТОРЖЕНИЮ
ДОГОВОРОВ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА,
СИСТЕМАТИЧЕСКИ НЕ ВЫПОЛНЯЮЩИМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Общие положения

1. Методические рекомендации по проведению органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области мероприятий по расторжению договоров с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, систематически не выполняющими обязательства по предоставлению жилищно-коммунальных услуг (далее - методические рекомендации), разработаны в целях исполнения абзаца 1 пп. "в" пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 31.05.2013 (№ Пр-1479 от 06.07.2013).
2. Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области (далее именуются - ОМС) по обеспечению качества предоставления услуг по управлению многоквартирным домом, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных услуг путем прекращения договорных отношений с организациями, систематически не выполняющими обязательства по предоставлению названных услуг, в рамках реализации полномочий по созданию условий для управления многоквартирными домами и обеспечению снабжения населения коммунальными услугами.
3. Виды договоров в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на расторжение которых могут быть направлены действия ОМС при наличии фактов невыполнения условий таких договоров:
договор управления многоквартирным домом, в соответствии с которым одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность;
договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры, являющимися муниципальным имуществом, не закрепленными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (договора аренды, концессии).

Организация деятельности ОМС по расторжению договоров
в сфере жилищно-коммунального хозяйства

4. Расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется ОМС в рамках реализации полномочий:
предусмотренных частью 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации;
собственника помещений в многоквартирном доме, предусмотренных ч. 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
4.1. Порядок действий ОМС в рамках реализации полномочий, предусмотренных частью 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
4.1.1. Определение органа (структурного подразделения, должностного лица), уполномоченного на проведение проверок деятельности управляющей организации, и созыв собрания собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
4.1.2. Разработка и принятие муниципальных правовых актов:
об определении уполномоченного органа, установлении его организационной структуры, полномочий, функций и порядка его деятельности, об определении перечня должностных лиц уполномоченного органа и их полномочий;
об определении порядка приема, учета и рассмотрения обращений от лиц, указанных в части 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
4.1.3. Проведение проверки деятельности управляющей организации.
4.1.3.1. Основание для проведения проверки - обращение заявителя, содержащее сведения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (работы и (или) услуги по управлению многоквартирным домом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, иная направленная на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность).
4.1.3.2. В качестве заявителя могут выступать:
собственник помещения в многоквартирном доме;
председатель совета многоквартирного дома;
органы управления товарищества собственников жилья либо органы управления жилищного кооператива или органы управления иного специализированного потребительского кооператива, заключившие договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией;
общественные объединения, иные некоммерческие организации, осуществляющие общественный жилищный контроль, указанные в части 8 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
4.1.3.3. Субъект проверки - управляющая организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель), осуществляющая деятельность по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
4.1.3.4. Предмет проверки деятельности управляющей организации - установление факта исполнения или неисполнения управляющей организацией обязательств по договору управления многоквартирным домом.
4.1.3.5. Этапы проведения проверки:
1) принятие решения о наличии оснований для проведения проверки на основании обращения заявителя, при наличии следующих условий:
лицо, обратившееся с заявлением, соответствует требованиям части 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в заявлении присутствуют доводы, свидетельствующие о неисполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных договором управления многоквартирным домом;
2) проведение внеплановой проверки деятельности управляющей организации в пятидневный срок с момента поступления заявления - при наличии оснований. В ходе проведения проверки подлежат выяснению следующие обстоятельства:
объем обязательств управляющей организации по договору управления многоквартирным домом;
периодичность и (или) сроки выполнения обязательств управляющей организацией в соответствии с требованиями действующего законодательства, договора управления многоквартирным домом, решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (членов товарищества собственников жилья);
факт выполнения или невыполнения обязательств управляющей организацией в соответствии с требованиями действующего законодательства, договора управления многоквартирным домом;
3) оформление результатов проверки путем составления акта в соответствии с требованиями действующего законодательства и муниципальных правовых актов. В акте по результатам проверки должен быть сделан вывод, выявлен или нет уполномоченным органом факт невыполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом.
4.1.4. Меры, принимаемые по итогам проведения проверки.
4.1.4.1. При выявлении по результатам проверки факта невыполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом ОМС (уполномоченный орган) не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Порядок организации и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме регламентирован главой 6 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В случае отсутствия кворума при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем их совместного присутствия ОМС проводит повторное общее собрание в форме заочного голосования.
4.1.4.2. В отношении многоквартирных домов, в которых имеются муниципальные помещения, ОМС должен принимать участие в голосовании наряду с остальными собственниками помещений.
4.1.4.3. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме положительного решения расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, а также в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом.
4.2. Порядок действий ОМС в рамках реализации полномочий собственника помещений в многоквартирном доме, предусмотренных ч. 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
4.2.1. Порядок, предусмотренный п. 4.2 настоящих методических рекомендаций, применяется в целях расторжения договоров управления многоквартирными домами, в которых имеются муниципальные помещения.
4.2.2. Определение муниципальным правовым актом уполномоченного органа (лица) по:
заключению, расторжению договоров управления многоквартирными домами, внесению изменений в такие договора;
контролю за их исполнением договоров управления многоквартирными домами, в т.ч. участие в приемке работ, оценке качества работ, услуг, подготовка претензий, исков, рассмотрение предложений управляющих организаций о перечне работ и услуг, видах, стоимости, оценка таких предложений и пр.;
инициированию, организации общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, участие в таких собраниях, принятие решений.
4.2.3. Заключение договоров управления многоквартирными домами, в которых имеются муниципальные помещения, по форме, рекомендуемой органами исполнительной власти Волгоградской области (рекомендуемая форма размещена на странице инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области http://gzhi.volganet.ru).
4.2.4. Осуществление контроля за исполнением управляющей организаций обязательств по договору управления многоквартирным домом, в т.ч.:
участие в приемке выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома;
составление актов нарушения качества и (или) превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, коммунальных услуг;
направление претензий управляющей организации об исполнении условий договора управления многоквартирным домом.
4.2.5. При наличии фактов невыполнения управляющей организацией обязательств, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, подтвержденных документально:
созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопросов о расторжении договора с управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом в порядке, предусмотренном п. 4.1.4 настоящих методических рекомендаций.
4.3. Особенности расторжения договора управления многоквартирным домом:
при вынесении на общее собрание собственников помещений многоквартирного дома решения вопроса о расторжении договора управления с действующей управляющей организацией ОМС должен одновременно предложить собственникам альтернативную управляющую организацию и/или способ управления многоквартирным домом, а также вынести на рассмотрение собственников иные обязательные вопросы, в т.ч.:
1) утверждение условий договора управления многоквартирным домом;
2) утверждение перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме;
3) определение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
4) иные вопросы;
необходимо урегулировать все вопросы, связанные с расторжением договора управления многоквартирным домом, между собственниками и управляющей организацией, в т.ч.:
1) порядок передачи технической и иной связанной с управлением документации на многоквартирный дом в соответствии с Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами";
2) порядок возмещения убытков, которые могут возникнуть у любой из сторон в связи с расторжением, сроки прекращения договорных отношений по управлению (в целях недопущения образования периода, в который многоквартирный дом может остаться без управления);
3) иные вопросы.
5. Расторжение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры, являющимися муниципальным имуществом, не закрепленными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (договора аренды, концессии), - в рамках реализации полномочий по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Порядок действий (регламентируется гражданским законодательством Российской Федерации).
5.1. Разработка проектов договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры, являющимися муниципальным имуществом, не закрепленными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (далее - договора), с учетом включения условий о расторжении договоров в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения со стороны арендатора, концессионера обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по водоотведению, в т.ч.:
порядок установления факта неисполнения обязательств, некачественного исполнения обязательств (результаты проверок контрольно-надзорных органов, результаты проверок со стороны ОМС - собственника имущества);
условия и основания расторжения договоров: характер, систематичность неисполнения обязательств, позволяющих расторгнуть договор, в качестве одного из основных нарушений необходимо включать наличие задолженности за топливно-энергетические ресурсы, несвоевременные (неполные) расчеты с поставщиками ресурсов (к примеру, наличие задолженности за два и более расчетных периода либо иной срок, установленный в договоре с поставщиком энергоресурсов, как основание для приостановления подачи энергоресурса и, как следствие, неисполнения обязательств по предоставлению коммунальных услуг перед потребителями);
порядок и формы контроля со стороны ОМС за исполнением обязательств по договору: проверки, мониторинг, представление отчетности (периодичность, форма) и т.д.
5.2. Заключение договоров при наличии в них условий расторжения, предусмотренных п. 5.1 настоящих методических рекомендаций.
5.3. Анализ действующих договоров, приведение их в соответствие с настоящими методическими рекомендациями.
5.4. Постоянный контроль со стороны ОМС за надлежащим исполнением договоров в соответствии с порядком, предусмотренным такими договорами.
Оформление результатов проведения контрольных мероприятий путем составления актов в соответствии с требованиями действующего законодательства и муниципальных правовых актов, иных документов.
5.5. Принятие мер по расторжению договоров при выявлении и установлении фактов, являющихся основанием для расторжения договора.


------------------------------------------------------------------