Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 19.02.2015 N 270н "На Закон Волгоградской области от 30 марта 2010 г. N 2020-ОД "О патронатном воспитании в Волгоградской области" "



Направлено письмом от 20 февраля 2015 г. № 34/02-1214

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 19 февраля 2015 г. № 270н

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30 МАРТА 2010 Г. № 2020-ОД
"О ПАТРОНАТНОМ ВОСПИТАНИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 10 МАЯ 2011 Г. № 2184-ОД,
ОТ 16 НОЯБРЯ 2012 Г. № 155-ОД, ОТ 11 ОКТЯБРЯ 2013 Г.
№ 125-ОД, ОТ 23 ДЕКАБРЯ 2014 Г. № 184-ОД)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы Закона Волгоградской области от 30 марта 2010 г. № 2020-ОД "О патронатном воспитании в Волгоградской области" (в редакции от 10 мая 2011 г. № 2184-ОД, от 16 ноября 2012 г. № 155-ОД, от 11 октября 2013 г. № 125-ОД, от 23 декабря 2014 г. № 184-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Закона Волгоградской области от 23 декабря 2014 г. № 184-ОД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области в сфере социальной политики в связи с изменением федерального законодательства в сфере охраны здоровья граждан".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации определяет форму опеки (попечительства) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде патронатного воспитания.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются общественные отношения, возникающие в сфере социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Семейным кодексом Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 31.12.2014 № 500-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.11.2014 № 328-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (в редакции от 22.12.2014 № 432-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2013 № 117 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (в редакции от 10.02.2014 № 93);
- Уставом Волгоградской области.
В соответствии с подпунктами "ж" и "н" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 пункта 2 статьи 3 Семейного кодекса Российской Федерации семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).
При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
В соответствии с пунктом 6 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).
Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании подпункта "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия соответствующего нормативного правового акта.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Абзацем 4 статьи 2 исследуемого Закона установлено, что ребенок, передаваемый на патронатное воспитание, - ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет, являющийся воспитанником государственной организации Волгоградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем в соответствии со статьей 123 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 Семейного кодекса РФ). До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства (п. 2 ст. 123 Семейного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 49-ФЗ).
Следовательно, Семейный кодекс РФ предоставляет право на воспитание в патронатной семье всем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а не только детям, содержащимся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 04.06.2014 № 53-АПГ14-4 "Об оставлении без изменения решения Красноярского краевого суда от 27.02.2014, которым частично удовлетворено заявление о признании недействующим в части Закона Красноярского края от 28.04.2005 № 14-3365 "Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае" следует, что право на воспитание в патронатной семье предоставляется всем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в отсутствии возможности передачи на патронатное воспитание детей, не являющихся воспитанниками государственной организации Волгоградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Содержание и форма анализируемого Закона соответствуют правилам законодательной техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 07 апреля 2010 г. № 61.
Законы Волгоградской области от 10 мая 2011 г. № 2184-ОД, от 16 ноября 2012 г. № 155-ОД, от 11 октября 2013 г. № 125-ОД, от 23 декабря 2014 г. № 184-ОД, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 18 мая 2011 г. № 88, от 23 ноября 2012 г. № 220-221, от 23 октября 2013 г. № 198, от 31 декабря 2014 г. № 247.
Вывод: Закон Волгоградской области от 30 марта 2010 г. № 2020-ОД "О патронатном воспитании в Волгоградской области" (в редакции от 10 мая 2011 г. № 2184-ОД, от 16 ноября 2012 г. № 155-ОД, от 11 октября 2013 г. № 125-ОД, от 23 декабря 2014 г. № 184-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------