Постановление администрации Волгограда от 12.10.2015 N 1422 "Об организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городского округа город-герой Волгоград"



АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2015 г. № 1422

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении", приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103 "Об утверждении правил оценки готовности к отопительному периоду", в целях обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городского округа город-герой Волгоград, руководствуясь статьей 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда постановляет:
1. Утвердить:
1.1. Порядок мониторинга состояния системы теплоснабжения городского округа город-герой Волгоград (прилагается).
1.2. План действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций на системах теплоснабжения городского округа город-герой Волгоград (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Волгограда Сивоконя С.И.

Глава администрации
А.И.ЧУНАКОВ





Утвержден
постановлением
администрации Волгограда
от 12.10.2015 № 1422

ПОРЯДОК
МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД

1. Порядок мониторинга состояния систем теплоснабжения городского округа город-герой Волгоград определяет взаимодействие органов местного самоуправления Волгограда, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, организаций, управляющих жилищным фондом, при осуществлении мониторинга системы теплоснабжения.
Система мониторинга состояния систем теплоснабжения - это комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния тепловых сетей (далее - система мониторинга).
2. Целями создания и функционирования системы мониторинга являются повышение надежности и безопасности систем теплоснабжения, снижение затрат на проведение аварийно-восстановительных работ посредством реализации мероприятий по предупреждению, предотвращению, выявлению и ликвидации аварийных ситуаций.
Основными задачами системы мониторинга являются:
сбор, обработка и анализ фактических данных о состоянии объектов теплоснабжения, статистических данных об аварийности на системах теплоснабжения и проводимых на них ремонтных работах;
оптимизация процесса составления планов проведения ремонтных работ на теплосетях;
эффективное планирование выделения финансовых средств на содержание и проведение ремонтных работ на теплосетях.
3. Функционирование системы мониторинга осуществляется на объектовом и муниципальном уровнях.
На объектовом уровне организационно-методическое руководство и координацию деятельности системы мониторинга осуществляют организации, эксплуатирующие тепловые сети.
На муниципальном уровне руководство и координацию деятельности системы мониторинга осуществляет департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда.
4. Система мониторинга включает в себя сбор данных, хранение, обработку представленных данных, анализ и выдачу информации для принятия решения.
4.1. Система сбора данных мониторинга за состоянием тепловых сетей объединяет в себе все существующие методы наблюдения за тепловыми сетями на территории городского округа город-герой Волгоград.
В систему сбора данных вносятся данные по проведенным ремонтам и сведения, накапливаемые эксплуатационным персоналом.
Собирается следующая информация:
паспортная база данных технологического оборудования прокладок тепловых сетей;
расположение смежных коммуникаций в 5-метровой зоне вдоль прокладки теплосети, схема дренажных и канализационных сетей;
исполнительная документация в электронном виде (аксонометрические схемы теплопроводов);
данные о грунтах в зоне прокладки теплосети (грунтовые воды, суффозионные грунты).
Сбор и анализ данных организуется на бумажных носителях в организациях, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоснабжения.
4.2. Обработка представленных данных, хранение базы данных производятся департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда в части возложенных полномочий.
4.3. На основе анализа базы данных организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов теплоснабжения независимо от форм собственности совместно с департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, принимаются соответствующие решения.
Система анализа информации в тепловых сетях направлена на решение задачи оптимизации планов ремонта на основе выбора из сетей, имеющих повреждения, самых ненадежных, исходя из заданного объема финансирования.
Основным источником информации для статистической обработки данных являются результаты опрессовки в ремонтный период, которая применяется как основной метод диагностики и планирования ремонтов и перекладок тепловых сетей.
Данные мониторинга накладываются на актуальные паспортные характеристики объекта в целях выявления истинного состояния объекта, исключения ложной информации и принятия оптимального управленческого решения.

Департамент жилищно-коммунального
хозяйства и топливно-энергетического
комплекса администрации Волгограда





Утвержден
постановлением
администрации Волгограда
от 12.10.2015 № 1422

ПЛАН
ДЕЙСТВИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ
НА СИСТЕМАХ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД

1. Общие положения

1.1. План действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций на системах теплоснабжения городского округа город-герой Волгоград (далее - план действий) определяет порядок действий персонала организаций, осуществляющих эксплуатацию систем теплоснабжения, и органов местного самоуправления Волгограда при ликвидации последствий аварийных ситуаций в системе централизованного теплоснабжения.
1.2. В плане действий под аварией понимаются технологические нарушения на объекте теплоснабжения и (или) теплопотребляющей установке, приведшие к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования) объекта теплоснабжения и (или) теплопотребляющей установки, неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы объектов теплоснабжения и (или) теплопотребляющих установок, полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии (мощности).

2. Климат и погодно-климатические явления, оказывающие
влияние на эксплуатацию тепловых сетей

Городской округ город-герой Волгоград расположен в IIIВ климатической зоне (климатические данные приведены в таблице 1).

Таблица 1

Наименование показателя
Значение
1
2
Средняя температура за отопительный период, °С
-2,2
Температура самого холодного месяца, °С
-9,1
Средняя температура наиболее холодной пятидневки, обеспеченностью 0,92 (расчетная температура для отопления)
-25
Температура абсолютная минимальная, °С
-35
Отопительный период, сутки
178
Отопительный период, час
4274

По представленным данным фактические температуры наружного воздуха превышают нормативные значения:
среднегодовая температура наружного воздуха превышает величину, указанную в строительных нормах и правилах 23-01-99 "Строительная климатология" (актуализированная версия);
соответствующая величина градусосуток отопительного периода (далее - ГСОП), которая для Волгограда определяется величиной 3596, снижается из-за повышения среднегодовой и средней за отопительный период температур наружного воздуха: за рассматриваемый период показатель ГСОП не достигал указанной величины.
Снижение величины ГСОП приводит к снижению удельной величины годового теплопотребления и, следовательно, годового теплопотребления.
Рельеф местности Волгограда достаточно сложный и характеризуется значительными абсолютными отметками: 0 - 40 м - на непосредственно прилегающей к Волге части города и 50 - 100 м - западнее Волги на удалении 1 - 3 км.
По территории Волгограда проходит сеть оврагов и балок, ширина которых нередко достигает 2 км при глубине вреза до 80 м. Отмечается высокий уровень грунтовых вод.

3. Административное деление, население и теплоснабжающие
организации городского округа город-герой Волгоград

3.1. Административно Волгоград включает восемь районов (Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Дзержинский, Ворошиловский, Советский, Кировский, Красноармейский), которые разделены промышленными зонами, парковыми массивами, естественными (реки Царица, Дубовка, Мокрая Мечетка, Орловка и др., балки, овраги) и искусственными (Волго-Донской судоходный канал, ветки железной дороги) преградами.
3.2. Общая характеристика систем теплоснабжения.
Теплопотребность потребителей жилищно-коммунального сектора и промышленности Волгограда обеспечивается от 155 тепло-, энергоисточников. На техническом обслуживании в жилищно-эксплуатационных организациях Волгограда находится 5665 многоквартирных домов, в том числе с центральным отоплением - 5124 жилых дома. Теплоснабжение потребителей в многоквартирных домах обеспечивается:
от 123 котельных муниципального унитарного предприятия (МУП) "Волгоградское коммунальное хозяйство",
от двух энергоисточников общества с ограниченной ответственностью (ООО) "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго",
от семи котельных ООО "Газпром Теплоэнерго Волгоград",
от семи котельных открытого акционерного общества (ОАО) "Российские железные дороги",
от одной котельной ООО "Теплогенерирующая компания";
от 51 котельной различной ведомственной принадлежности.
Общая установленная тепловая мощность тепло-, энергоисточников Волгограда составляет 4915,6 Гкал/час. Вклады в общую тепловую мощность Волгограда теплоснабжающих организаций составляют:
энергоисточники ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго" - 37,3%;
котельные МУП "Волгоградские коммунальные системы" - 50,2%;
котельные ООО "Газпром Теплоэнерго Волгоград" - 4,4%;
котельные ОАО "Российские железные дороги" - 2,8%;
котельные ООО "Теплогенерирующая компания" - 5,0%;
ведомственные котельные - 0,3%.

4. Критерии аварий, нештатных и чрезвычайных ситуаций
на объектах теплоснабжения

Объявление режима чрезвычайной ситуации (локальной, местной, территориальной, региональной или федеральной), вызванного массовым прекращением или угрозой прекращения теплоснабжения потребителей.
Отключение оборудования тепловых сетей в отопительный период (в том числе ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии, а также несоблюдения требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок) в случае прекращения теплоснабжения населения, социально значимых объектов и объектов жизнеобеспечения.
Прекращение теплоснабжения населения (5 тыс. человек и более) продолжительностью:
свыше 4 часов при отрицательных температурах наружного воздуха;
свыше 12 часов при положительных температурах наружного воздуха.
Общее снижение более чем на 50% отпуска тепловой энергии потребителям (5 тыс. человек и более) продолжительностью:
свыше 12 часов при отрицательных температурах наружного воздуха;
свыше 24 часов при положительных температурах наружного воздуха.
Повреждение энергетического котла производительностью 100 т/час и более (водогрейного котла производительностью 50 Гкал/час и более) с разрушением, деформацией или смещением элементов каркаса, барабана, главных паропроводов, питательных трубопроводов.

5. Риски возникновения аварий, масштабы и последствия

Таблица 2

Вид аварии
Причина возникновения аварии
Масштаб аварии и последствия
Уровень реагирования
Первичные меры локализации аварий
1
2
3
4
5
Остановка котельной
Прекращение подачи электроэнергии
Прекращение циркуляции воды в систему отопления всех потребителей, понижение температуры в зданиях и домах, размораживание тепловых сетей и отопительных батарей
Местный
Возможен ввод в действие резервных источников электроснабжения, установленных для котельных. Переключение на резервные схемы электроснабжения. Доставка на территорию котельных дополнительных передвижных источников энергоснабжения
Остановка котельной
Прекращение подачи топлива
Прекращение подачи горячей воды в систему отопления всех потребителей, понижение температуры в зданиях и домах
Объектовый
Переход на резервное топливо, переход на резервные схемы газоснабжения котельных
Порыв тепловых сетей
Предельный износ сетей, гидродинамические удары
Прекращение подачи горячей воды в систему отопления всех потребителей, понижение температуры в зданиях и домах, размораживание тепловых сетей и отопительных батарей
Объектовый
Переход на резервные схемы теплоснабжения. Отключение и слив поврежденного участка, а при угрозе размораживания - слив теплоносителя из систем отопления теплопотребителей, питающихся через этот участок

Выводы из обстановки:
Наиболее вероятными причинами возникновения аварий и сбоев в работе могут послужить:
перебои в подаче электроэнергии;
износ оборудования;
неблагоприятные погодно-климатические явления;
человеческий фактор.

6. Организация работ

Координацию работ по ликвидации аварии на муниципальном уровне осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Волгограда, созданная постановлением администрации Волгограда от 22 января 2004 г. № 28 "О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Волгограда" (далее - комиссия), на объектовом уровне - руководитель организации, осуществляющей эксплуатацию объекта.
Органами повседневного управления территориальной подсистемы являются:
на муниципальном уровне - единая дежурно-диспетчерская служба городского округа город-герой Волгоград;
на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Размещение органов повседневного управления осуществляется на стационарных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

7. Силы и средства для ликвидации аварий
теплопроизводящих объектов и тепловых сетей

В режиме повседневной деятельности на объектах жилищно-коммунального хозяйства осуществляется дежурство в соответствии со штатным расписанием организаций.
Для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций и их последствий создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов.

8. Порядок действий по ликвидации аварий
на теплопроизводящих объектах и тепловых сетях

В зависимости от вида и масштаба аварии принимаются неотложные меры по проведению ремонтно-восстановительных и других работ, направленных на недопущение размораживания систем теплоснабжения и скорейшую подачу тепла в дома с центральным отоплением и социально значимые объекты.
Планирование и организация ремонтно-восстановительных работ на теплопроизводящих объектах (далее - ТПО) и тепловых сетях (далее - ТС) осуществляется руководством организации, эксплуатирующей ТПО (ТС).
Принятию решения по ликвидации аварии предшествует оценка сложившейся обстановки, масштаба аварии и возможных последствий.
Работы проводятся на основании нормативных и распорядительных документов, оформляемых организатором работ.
К работам привлекаются аварийно-ремонтные бригады, специальная техника и оборудование организаций, в ведении которых находятся ТПО (ТС), в круглосуточном режиме, посменно.
О причинах аварии, масштабах и возможных последствиях, планируемых сроках ремонтно-восстановительных работ, привлекаемых силах и средствах руководитель работ информирует администрацию Волгограда через единую дежурно-диспетчерскую службу.
О сложившейся обстановке население информируется диспетчером единой дежурно-диспетчерской службы через местную систему оповещения и информирования.
В случае необходимости привлечения дополнительных сил и средств к работам, руководитель работ докладывает об этом первому заместителю главы администрации Волгограда, председателю комиссии.
При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в результате аварии (аварийном отключении коммунально-технических систем жизнеобеспечения населения в жилых домах на сутки и более, а также в условиях критически низких температур окружающего воздуха) работы по ликвидации аварии координирует комиссия.

9. Расчеты допустимого времени устранения
аварийных нарушений теплоснабжения

Замораживание трубопроводов в подвалах, лестничных клетках и на чердаках зданий может произойти в случае прекращения подачи тепла при снижении температуры воздуха внутри жилых помещений до 8°С. Темп падения температуры в отапливаемых помещениях (°С/час) при полном отключении подачи тепла показан в таблице 3.

Таблица 3

Коэффициент аккумуляции
Темп падения температуры, °С/час при температуре наружного воздуха, °С
+/-0
-10
-20
-30
20
0,8
1,4
1,8
2,4
40
0,5
0,8
1,1
1,5
60
0,4
0,6
0,8
1,0

Коэффициент аккумуляции характеризует величину тепловой аккумуляции зданий и зависит от толщины стен, коэффициента теплопередачи и коэффициента остекления (таблица 4).

Таблица 4

№ п/п
Характеристика зданий
Помещения
Коэффициент аккумуляции
1
2
3
4
1.
Крупнопанельный дом серии с 3-слойными наружными стенами, утепленными минераловатными плитами с железобетонными фактурными слоями: толщина - 21 см, из них толщина утеплителя - 12 см
Угловые:

верхнего этажа
42
среднего и первого этажа
46
средние
77
2.
Крупнопанельный жилой дом с наружными стенами толщиной 16 см, утепленными минераловатными плитами с железобетонными фактурными слоями
Угловые:

верхнего этажа
32
среднего и первого этажа
40
средние
51
3.
Дом из объемных элементов с наружными ограждениями из железобетонных вибропрокатных элементов, утепленных минераловатными плитами. Толщина наружной стены - 22 см, толщина утеплителя в зоне стыкования с ребрами - 5 см, между ребрами - 7 см. Общая толщина железобетонных элементов между ребрами - 30 - 40 мм
Угловые верхнего этажа
40
4.
Кирпичные жилые здания с толщиной стен в 2,5 кирпича и коэффициентом остекления 0,18 - 0,25
Угловые
65 - 60
Средние
100 - 65
5.
Промышленные здания с незначительными внутренними тепловыделениями (стены в 2 кирпича, коэффициент остекления - 0,15 - 0,3)
-
25 - 14

На основании приведенных данных можно оценить время, имеющееся для ликвидации аварии или принятия мер по предотвращению лавинообразного развития аварий, т.е. замерзания теплоносителя в системах отопления зданий, в которые прекращена подача тепла. Например, в отключенном в результате аварии квартале имеются здания, у которых коэффициент аккумуляции для углового помещения верхнего этажа равен 40. Если авария произошла при температуре наружного воздуха -20°С, то по таблице 3 определяется темп падения температуры, равный 1,1°С в час. Время снижения температуры в квартире с 18 до 8°С, при которой в подвалах и на лестничных клетках может произойти замерзание теплоносителя и труб, определится как (18 - 8) / 1,1 и составит 9 часов. Если в результате аварии отключено несколько зданий, то определение времени, имеющегося в распоряжении на ликвидацию аварии или принятие мер по предотвращению развития аварии, производится по зданию, имеющему наименьший коэффициент аккумуляции.

10. Применение электронного моделирования аварийных ситуаций

В городском округе город-герой Волгоград в соответствии с муниципальным контрактом от 30 декабря 2013 г. № МК5/13, заключенным между муниципальным казенным учреждением "Волгоградский инженерный центр" и Всероссийским научно-исследовательским проектным институтом "Энергопром", разработана схема теплоснабжения Волгограда на период до 2030 года.
На базе разработанной схемы теплоснабжения предусмотрена электронная модель системы теплоснабжения.
При разработке схемы теплоснабжения электронная модель являлась основным инструментом для моделирования развития теплосетевых объектов, в том числе она позволяет решить оперативное моделирование обеспечения тепловой энергией потребителей при различных аварийных ситуациях, минимизацию вероятности возникновения аварийных ситуаций в системе теплоснабжения, обеспечить электронное моделирование перспективных вариантов развития системы теплоснабжения (строительство новых и реконструкция существующих источников тепловой энергии, перераспределение тепловых нагрузок между источниками, определение возможности подключения новых потребителей тепловой энергии, определение оптимальных вариантов качественного и надежного обеспечения тепловой энергией новых потребителей и т.д.).
Ликвидация последствий аварийных ситуаций в системе теплоснабжения городского округа город-герой Волгоград также производится с применением электронного моделирования аварийных ситуаций на базе графико-информационного расчетного комплекса "Теплоэксперт", которая внедрена в МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство".
Внедренная система мониторинга позволяет в полном объеме достигнуть целей и задач по развитию системы теплоснабжения городского округа город-герой Волгоград и свести к минимуму затраты по ликвидации аварийных ситуаций, что подтверждается практически с момента внедрения электронного моделирования.

Департамент жилищно-коммунального
хозяйства и топливно-энергетического
комплекса администрации Волгограда


------------------------------------------------------------------