Приказ комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской обл. от 24.06.2015 N 76 "Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области"



КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И КАЗАЧЕСТВА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 24 июня 2015 г. № 76

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ
НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И КАЗАЧЕСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Волгоградской области от 26 мая 2014 г. № 266-п "Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита на территории Волгоградской области" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Председатель комитета
С.Н.ЧЕРНОВ





Утвержден
приказом
комитета по делам
национальностей и казачества
Волгоградской области
от 24.06.2015 № 76

ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО АУДИТА КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
И КАЗАЧЕСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления комитетом по делам национальностей и казачества Волгоградской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее - Порядок, Комитет).
1.2. Цели осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита определены Порядком осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита на территории Волгоградской области, утвержденным постановлением Правительства Волгоградской области от 26 мая 2014 г. № 266-п "Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита на территории Волгоградской области".
1.3. Объектом внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее - соответственно объект контроля и объект аудита) являются структурные подразделения Комитета (его должностные лица), исполняющие бюджетные полномочия, и подведомственные Комитету получатели средств областного бюджета (далее - подведомственные объекты контроля и подведомственные объекты аудита).
1.4. В целях настоящего Порядка:
под внутренними бюджетными процедурами понимаются процедуры, осуществляемые должностными лицами объекта контроля при составлении и исполнении бюджета, составлении бюджетной отчетности и ведении бюджетного учета в рамках закрепленных соответствующему участнику бюджетного процесса бюджетных полномочий;
под внутренними стандартами понимаются требования, установленные правовыми актами Комитета, обязательные к применению должностными лицами объекта контроля и аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур.

2. Осуществление внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль представляет собой непрерывный процесс контроля, осуществляемый должностными лицами структурных подразделений Комитета, выполняющих внутренние бюджетные процедуры в рамках реализации полномочий, установленных положениями об отделах и должностными регламентами.
2.2. Предметом внутреннего финансового контроля являются внутренние бюджетные процедуры и составляющие их процессы (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).
2.3. Внутренний финансовый контроль осуществляется с использованием следующих контрольных действий:
проверки оформления документов на соответствие требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам, в том числе проверки точности и обоснованности данных, отраженных в таких документах;
авторизации операций (совершения разрешительной надписи, подписания, визирования);
сбора и анализа информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
Контрольные действия могут выполняться с использованием прикладных программных средств автоматизации.
2.4. К способам проведения контрольных действий при осуществлении внутреннего финансового контроля относятся:
сплошной, при котором контрольные действия (мероприятия) осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
выборочный, при котором контрольные действия (мероприятия) осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
2.5. Внутренний финансовый контроль осуществляется с использованием методов самоконтроля, контроля по уровням подчиненности и подведомственности.
2.6. Самоконтроль осуществляется каждым должностным лицом структурных подразделений комитета, участвующим в выполнении внутренней бюджетной процедуры, сплошным способом, путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие бюджетному законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам, а также оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.
2.7. Контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителями структурных подразделений путем авторизации операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами, или возврата для доработки (исправления) представленного для контроля документа.
2.8. Контроль по уровню подведомственности осуществляется выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными объектами контроля, путем проведения контрольных действий, направленных на установление соответствия представленных (подготовленных в автоматизированных системах) документов требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам, и (или) путем сбора и анализа информации и документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур, точности и обоснованности представленной информации, а также законности совершения операций. Результаты такого контроля оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) в установленный в заключении срок в случае выявления таких нарушений (недостатков) либо разрешительной надписью (визированием) на предоставленном документе и (или) авторизацией операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).
2.9. В целях осуществления внутреннего финансового контроля руководителями структурных подразделений, исполняющими бюджетные полномочия, составляются карты внутреннего финансового контроля.
2.10. Процесс формирования карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
формирование перечня внутренних бюджетных процедур, осуществляемых структурными подразделениями комитета;
формирование перечня процессов внутренних бюджетных процедур с указанием необходимости или отсутствия необходимости включения в карту внутреннего финансового контроля;
анализ сформированного перечня в целях определения применяемых к каждой входящей в него операции методов контроля и контрольных действий (далее - процедуры внутреннего финансового контроля).
2.11. Утвержденные (актуализированные) карты внутреннего финансового контроля доводятся до сведения должностных лиц структурных подразделений Комитета, участвующих в процедурах внутреннего финансового контроля, в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты их
утверждения (актуализации).
2.12. Внутренний финансовый контроль в структурных подразделениях комитета осуществляется с соблюдением периодичности, методов контроля и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля.
2.13. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля в течение одного рабочего дня после выявления нарушений (недостатков).
2.14. Допускается расширение показателей, отраженных в картах и регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля Комитета. В таком случае дополнительные показатели и порядок их отражения утверждаются правовым актом Комитета.
2.15. В случае выявления нарушений по итогам внутреннего финансового контроля представляются предложения о мерах по устранению нарушений, причин, им способствующих. В случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о наличии признаков административного правонарушения (уголовного преступления), влекущего за собой административную (уголовную) ответственность, информация о таких обстоятельствах и фактах незамедлительно представляется руководителем структурного подразделения Комитета, установившим такое нарушение, в адрес председателя Комитета с приложением предложений о мерах по устранению нарушений и причин, им способствующих.
2.16. Результаты внутреннего финансового контроля рассматриваются председателем Комитета в срок не более тридцати календарных дней с даты их представления.
2.17. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимаются решения (с указанием сроков их выполнения и лиц, ответственных за их выполнение), направленные на устранение выявленных нарушений (недостатков), в том числе:
на изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски);
на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
на изменение внутренних стандартов, в том числе учетной политики Комитета;
на внесение изменений в должностные регламенты в части уточнения прав и обязанностей должностных лиц Комитета;
на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий, на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных электронных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий Комитета;
на устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры (участвующих в осуществлении внутренних бюджетных процедур);
на проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Комитета;
на направление материалов в правоохранительные органы или иные органы по компетенции, если в результате внутреннего финансового контроля получена информация о фактах совершения действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения или преступления.
2.18. Решения оформляются путем утверждения председателем Комитета плана мероприятий по устранению нарушений, проект которого разрабатывается руководителями соответствующих структурных подразделений Комитета.
2.19. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля и отчетах внутреннего финансового аудита, представленных председателю Комитета.

3. Осуществление внутреннего финансового аудита

3.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется сектором внутреннего финансового контроля и аудита комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области (далее - Сектор), наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
3.2. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных объектами аудита, а также организация и осуществление структурными подразделениями Комитета внутреннего финансового контроля.
3.3. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок (далее - проверки). Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым председателем Комитета (далее - План).
Внеплановые проверки проводятся на основании приказа председателя Комитета.
3.4. Проверки подразделяются:
на камеральные проверки, которые проводятся по месту Комитета на основании представленных по его запросу информации и материалов;
на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения Комитета, так и по месту нахождения объектов аудита.
3.5. Должностные лица Сектора при проведении проверок имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля. Срок исполнения указанного запроса (в отношении подведомственных объектов аудита) устанавливается Комитетом в соответствующем письменном запросе;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется проверка;
привлекать независимых экспертов.
3.6. Сектор обязан:
руководствоваться бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, настоящим Порядком;
проводить проверки в соответствии с программой проверки;
обеспечить сохранность и возврат полученных оригиналов документов;
знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой проверки (в случае проведения выездной и комбинированной проверки), а также с результатами проверок (актами, составленными по итогам проведения выездных и комбинированных проверок, и заключениями, составленными по итогам камеральных проверок).
3.7. План представляет собой перечень проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой проверке в Плане указываются объект проверки, тема проверки, срок проведения проверки и ответственные исполнители.
3.8. При планировании учитываются:
значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Комитета в случае неправомерного исполнения этих операций;
информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля и годовых отчетах о результатах внутреннего финансового контроля;
степень обеспеченности субъекта внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
наличие резерва времени для выполнения внеплановых проверок.
3.9. В целях составления Плана необходимо провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
- осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий проверке;
- проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля областного и федерального уровней в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита. Запрещается проведение плановых проверок за тот же проверяемый период по вопросам, которые уже проверялись и (или) запланированы к проверке органами государственного финансового контроля, за исключением внеплановых проверок.
3.10. План утверждается председателем Комитета до начала очередного финансового года.
3.11. Проверка назначается приказом председателя Комитета (далее - Приказ). В Приказе указывается наименование объекта аудита, тема проверки, проверяемый период, основание проведения проверки, персональный состав работников, направляемых для проведения проверки (далее - аудиторская группа), с указанием руководителя аудиторской группы, а также срок проведения проверки. Срок проведения проверки не может превышать 30 календарных дней. В случае если проверка проводится одним работником, он осуществляет полномочия руководителя аудиторской группы. При проведении аудиторской проверки в отношении подведомственного объекта аудита в состав аудиторской группы могут включаться работники, осуществляющие в отношении него внутренний финансовый контроль по уровню подведомственности.
3.12. Информирование подведомственных объектов аудита о сроках проведения проверок осуществляется не позднее дня, предшествующего сроку начала проведения проверки, любым доступным способом, обеспечивающим подтверждение факта и даты его направления в подведомственный объект аудита, в том числе посредством факсимильной связи. Информирование подведомственных объектов аудита о проведении внеплановых проверок осуществляется не позднее дня начала проведения проверки способом, указанным в абзаце первом настоящего пункта. Уведомление о проведении проверки оформляется только в адрес подведомственных объектов аудита, подписывается руководителем субъекта внутреннего финансового аудита и содержит наименование подведомственного объекта аудита, тему проверки, проверяемый период, основание проведения проверки, персональный состав аудиторской группы с указанием ее руководителя, а также срок проведения проверки.
3.13. Проверка проводится на основании программы проверки, утвержденной председателем Комитета. Программа проверки составляется и утверждается до начала проверки. Программа проверки должна содержать тему проверки, наименование объекта аудита, основание для проведения проверки, вид проверки, срок проведения проверки, перечень проверяемых вопросов.
3.14. В ходе проверки проводится исследование:
осуществления внутреннего финансового контроля;
законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;
ведения учетной политики, принятой подведомственным объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
вопросов бюджетного учета;
наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
бюджетной отчетности.
3.15. Проверка проводится путем выполнения:
инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов и (или) материальных активов;
наблюдения, представляющего собой изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения проверки (письменные запросы, адресованные третьим лицам, а также устные запросы, адресованные работникам объекта аудита);
подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета и иных документах финансово-хозяйственной деятельности объекта аудита;
пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо расчета, выполненного членом.
3.16. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки. К акту прилагаются документы, объяснения должностных и материально ответственных лиц и иные материалы, подтверждающие выводы, изложенные в акте.
3.17. Комплектование, хранение и учет материалов проверок за текущий и предшествующий год осуществляется в Секторе, затем материалы проверок, сформированные в архивные дела, передаются на хранение в архив Комитета.


------------------------------------------------------------------