Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 29.06.2015 N 1461н "На Закон Волгоградской области от 07 февраля 2003 г. N 785-ОД "О разграничении полномочий органов государственной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений" "



Направлено письмом от 29 июня 2015 г. № 34/02-7023

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 29 июня 2015 г. № 1461н

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07 ФЕВРАЛЯ 2003 Г.
№ 785-ОД "О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 01 АПРЕЛЯ 2005 Г. № 1039-ОД, ОТ 05
ДЕКАБРЯ 2008 Г. № 1805-ОД, ОТ 22 ИЮЛЯ 2009 Г. № 1933-ОД,
ОТ 12 ОКТЯБРЯ 2012 Г. № 108-ОД, ОТ 15 ФЕВРАЛЯ 2013 Г.
№ 11-ОД, ОТ 11 ОКТЯБРЯ 2013 Г. № 125-ОД, ОТ 08 НОЯБРЯ
2013 Г. № 144-ОД, ОТ 09 ДЕКАБРЯ 2014 Г. № 170-ОД,
ОТ 12 МАЯ 2015 Г. № 73-ОД)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы Закона Волгоградской области от 07 февраля 2003 г. № 785-ОД "О разграничении полномочий органов государственной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений" (в редакции от 01 апреля 2005 г. № 1039-ОД, от 05 декабря 2008 г. № 1805-ОД, от 22 июля 2009 г. № 1933-ОД, от 12 октября 2012 г. № 108-ОД, от 15 февраля 2013 г. № 11-ОД, от 11 октября 2013 г. № 125-ОД, от 08 ноября 2013 г. № 144-ОД, от 09 декабря 2014 г. № 170-ОД, от 12 мая 2015 г. № 73-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Закона Волгоградской области от 12 мая 2015 г. № 73-ОД "О внесении изменений в статью 1 Закона Волгоградской области от 07 февраля 2003 г. № 785-ОД "О разграничении полномочий органов государственной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений" и Закон Волгоградской области от 16 мая 2012 г. № 52-ОД "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Волгоградской области".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон устанавливает разграничение полномочий в сфере регулирования земельных правоотношений между органами законодательной и исполнительной власти Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются земельные отношения.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Земельным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции от 31.12.2014 № 499-ФЗ);
- Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции от 31.12.2014 № 499-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 06.04.2015 № 77-ФЗ);
- Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве" (в редакции от 22.10.2014 № 315-ФЗ);
- Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 08.06.2015 № 142-ФЗ);
- Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции от 23.06.2014 № 171-ФЗ);
- Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции от 31.12.2014 № 499-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции от 28.02.2015 № 18-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 319 "О порядке определения нормативной цены земли";
- Уставом Волгоградской области.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а, также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О землеустройстве" правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определено, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 и частью 3 статьи 16 Устава Волгоградской области к полномочиям Волгоградской областной Думы относится законодательное регулирование по предметам ведения Волгоградской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Волгоградской области в пределах полномочий Волгоградской области.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству заключающееся в следующем.
1. Пунктом 6 статьи 1 исследуемого Закона установлено, что к полномочиям Волгоградской областной Думы в сфере регулирования земельных отношений относится установление порядка и условий предоставления информации собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам о возможном изъятии, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд земельных участков, находящихся соответственно в их собственности, владении или пользовании.
Вместе с тем Федеральным законом от 31.12.2014 № 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу 1 апреля 2015 г.) Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен новой главой VII.1, регулирующей порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Этой же главой установлен и порядок информирования о планируемом изъятии земельных участков (статья 56.5).
Таким образом, в связи с вступлением в силу с 1 апреля 2015 г. Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 6 статьи 1 исследуемого Закона не соответствует федеральному законодательству как принятый за пределами компетенции.
2. Пунктом 9 статьи 1 исследуемого Закона установлено, что к полномочиям Волгоградской областной Думы в сфере регулирования земельных отношений относится определение дополнительных к установленным Земельным кодексом Российской Федерации случаев изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных нужд Волгоградской области или муниципальных нужд земельных участков, находящихся в областной или муниципальной собственности.
До 1 апреля 2015 г. пунктом 3 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем Федеральным законом от 31.12.2014 № 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу 1 апреля 2015 г.) статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции. Согласно действующей редакции статьи 49 изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Дополнительное основание, например, предусмотрено статьей 25.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах".
Анализ статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что федеральным законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и субъектам Российской Федерации с 1 апреля 2015 г. не предоставлено право устанавливать дополнительные основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, в связи с вступлением в силу с 1 апреля 2015 г. Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 9 статьи 1 исследуемого Закона не соответствует федеральному законодательству как принятый за пределами компетенции.
В тексте исследуемого Закона выявлено нарушение правил законодательной техники, заключающееся в следующем.
Пунктами 6 и 9 статьи 1 исследуемого Закона установлено, что к полномочиям Волгоградской областной Думы в сфере регулирования земельных отношений относится:
установление порядка и условий предоставления информации собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам о возможном изъятии, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд земельных участков, находящихся соответственно в их собственности, владении или пользовании;
определение дополнительных к установленным Земельным кодексом Российской Федерации случаев изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных нужд Волгоградской области или муниципальных нужд земельных участков, находящихся в областной или муниципальной собственности.
Пунктом 11 статьи 2 исследуемого Закона установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений в соответствии с их компетенцией относится принятие решений о резервировании земель и об изъятии земельных участков, в том числе путем их выкупа, для нужд Волгоградской области в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.
В приведенных правовых нормах употребляются слова "в том числе путем выкупа".
Вместе с тем Федеральным законом от 31.12.2014 № 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу 1 апреля 2015 г.) в Земельном кодекса слова "в том числе путем выкупа" были исключены.
Таким образом, нарушение правил законодательной техники заключается в использовании терминологии, отличной от терминологии, установленной федеральным законодательством.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 22 февраля 2003 г. № 34.
Законы Волгоградской области от 01 апреля 2005 г. № 1039-ОД, от 05 декабря 2008 г. № 1805-ОД, от 22 июля 2009 г. № 1933-ОД, от 12 октября 2012 г. № 108-ОД, от 15 февраля 2013 г. № 11-ОД, от 11 октября 2013 г. № 125-ОД, от 08 ноября 2013 г. № 144-ОД, от 09 декабря 2014 г. № 170-ОД, от 12 мая 2015 г. № 73-ОД, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 07 апреля 2005 г. № 61, от 10 декабря 2008 г. № 231 - 232, от 29 июля 2009 г. № 137, от 17 октября 2012 г. № 193, от 27 февраля 2013 г. № 35, от 23 октября 2013 г. № 198, от 20 ноября 2013 г. № 217, от 17 декабря 2014 г. № 237, от 20 мая 2015 г. № 88.
Вывод: Закон Волгоградской области от 07 февраля 2003 г. № 785-ОД "О разграничении полномочий органов государственной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений" (в редакции от 01 апреля 2005 г. № 1039-ОД, от 05 декабря 2008 г. № 1805-ОД, от 22 июля 2009 г. № 1933-ОД, от 12 октября 2012 г. № 108-ОД, от 15 февраля 2013 г. № 11-ОД, от 11 октября 2013 г. № 125-ОД, от 08 ноября 2013 г. № 144-ОД, от 09 декабря 2014 г. № 170-ОД, от 12 мая 2015 г. № 73-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные несоответствия действующему федеральному законодательству и нарушение правил законодательной техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------