Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 29.06.2015 N 1463н "На распоряжение аппарата Губернатора Волгоградской области от 01 июня 2015 г. N 297-ра "Об образовании комиссии по индивидуальным служебным спорам в аппарате Губернатора Волгоградской области"



Направлено письмом от 29 июня 2015 г. № 34/02-7049

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 29 июня 2015 г. № 1463н

НА РАСПОРЯЖЕНИЕ АППАРАТА ГУБЕРНАТОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 01 ИЮНЯ 2015 Г. № 297-РА "ОБ ОБРАЗОВАНИИ КОМИССИИ
ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СЛУЖЕБНЫМ СПОРАМ В АППАРАТЕ ГУБЕРНАТОРА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы распоряжения аппарата Губернатора Волгоградской области от 01 июня 2015 г. № 297-ра "Об образовании комиссии по индивидуальным служебным спорам в аппарате Губернатора Волгоградской области" (далее - Распоряжение) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого Распоряжения.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Распоряжением образована комиссия по индивидуальным служебным спорам в аппарате Губернатора Волгоградской области, утвержден ее состав и положение о ней.
Предметом правового регулирования исследуемого Распоряжения являются общественные отношения в сфере государственной гражданской службы.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 06.04.2015 № 77-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 № 185-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2014 № 510-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 08.04.2005 № 1045-ОД "О государственной гражданской службе Волгоградской области" (в редакции от 11.03.2015 № 10-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 182 "Об утверждении Положения об аппарате Губернатора Волгоградской области" (в редакции от 27.01.2015 № 45).
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 8 части 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 69, 70 указанного Федерального закона индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.
Индивидуальные служебные споры (далее - служебные споры) рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее - органы по рассмотрению служебных споров):
1) комиссией государственного органа по служебным спорам;
2) судом.
Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее - комиссия по служебным спорам) образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.
Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом.
Как следует из статьи 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Следовательно, исследуемое Распоряжение издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно пункту 3 приложения к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" в систему органов исполнительной власти Волгоградской области входит Аппарат Губернатора Волгоградской области.
Пунктом 3.1 Положения об аппарате Губернатора Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 182, установлено, что руководство Аппаратом осуществляет вице-губернатор - руководитель аппарата Губернатора Волгоградской области.
В случае временного отсутствия вице-губернатора - руководителя аппарата Губернатора Волгоградской области осуществление его полномочий временно возлагается правовым актом Губернатора Волгоградской области на одного из заместителей руководителя аппарата Губернатора Волгоградской области или одного из начальников управлений аппарата Губернатора Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3.3 Положения Вице-губернатор - руководитель аппарата Губернатора Волгоградской области подписывает распоряжения Аппарата.
Таким образом, Аппарат Губернатора Волгоградской области как исполнительный орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме Распоряжения.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является достаточным для урегулирования отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Пунктом 10 Положения о комиссии по индивидуальным служебным спорам в аппарате Губернатора Волгоградской области, утвержденного исследуемым Распоряжением, установлено, что заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа ее членов.
Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" вопрос правомочности заседания комиссии не урегулирован.
Вместе с тем пунктами 2 и 11 статьи 70 указанного Федерального закона установлено, что порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом.
В соответствии со статьей 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 387 ТК РФ заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.
Анализ приведенных правовых положений позволяет сделать вывод о том, что пунктом 10 Положения установлено правовое регулирование, отличное от правового регулирования, установленного федеральным законодательством.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении иного правового регулирования при определении правомочности заседания комиссии по индивидуальным служебным спорам.
В тексте анализируемого Распоряжения выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
Пунктом 9 Положения о комиссии по индивидуальным служебным спорам в аппарате Губернатора Волгоградской области, утвержденного исследуемым Распоряжением, установлено, что комиссия имеет право вызывать на заседание комиссии свидетелей, приглашать специалистов, запрашивать необходимые документы.
В соответствии со статьей 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 статьи 387 ТК РФ установлено, что комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.
Вместе с тем пунктом 9 исследуемого Положения не определено, у кого именно комиссия вправе запрашивать документы.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, принцип формальной определенности закона, вытекающий из статей 1 (часть 1), 4 (часть 2), 6 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации, диктует необходимость точности, ясности и недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования, без которой не может быть обеспечено единообразное понимание и применение таких норм, а значит, и равенство всех перед законом; законоположения, не отвечающие указанным критериям, порождают противоречивую правоприменительную практику, создают возможность их неоднозначного толкования и произвольного применения, ведут к нарушению предусмотренных статьями 2, 18, 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантий государственной, в том числе судебной, защиты прав, свобод и законных интересов граждан (постановления от 11 ноября 2003 года № 16-П, от 14 апреля 2008 года № 7-П, от 5 марта 2013 года № 5-П и др.).
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в несоблюдении принципа правовой определенности при изложении пункта 9 Положения.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 10 июня 2015 г. № 103.
Вывод: распоряжение аппарата Губернатора Волгоградской области от 01 июня 2015 г. № 297-ра "Об образовании комиссии по индивидуальным служебным спорам в аппарате Губернатора Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные несоответствие действующему федеральному законодательству и нарушение правил юридической техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------