Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 30.06.2015 N 1474н "На приказ инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области от 25 июня 2014 г. N 975 "Об утверждении административного регламента предоставления инспекцией государственного строительного надзора Волгоградской области государственной услуги по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими, включению их в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и внесению изменений в данный реестр" "



Направлено письмом от 1 июля 2015 г. № 34/02-7133

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 30 июня 2015 г. № 1474н

НА ПРИКАЗ ИНСПЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25 ИЮНЯ 2014 Г. № 975
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ИНСПЕКЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ПРИЗНАНИЮ
ГРАЖДАН, ЧЬИ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ПРИВЛЕЧЕНЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И ЧЬИ ПРАВА НАРУШЕНЫ, ПОСТРАДАВШИМИ,
ВКЛЮЧЕНИЮ ИХ В РЕЕСТР ГРАЖДАН, ЧЬИ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА
ПРИВЛЕЧЕНЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И ЧЬИ
ПРАВА НАРУШЕНЫ, И ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ В ДАННЫЙ РЕЕСТР"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 04 СЕНТЯБРЯ 2014 Г. № 1356, ОТ 22 ДЕКАБРЯ
2014 Г. № 2098, ОТ 14 МАЯ 2015 Г. № 582)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области от 25 июня 2014 г. № 975 "Об утверждении административного регламента предоставления инспекцией государственного строительного надзора Волгоградской области государственной услуги по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими, включению их в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и внесению изменений в данный реестр" (в редакции от 04 сентября 2014 г. № 1356, от 22 декабря 2014 г. № 2098, от 14 мая 2015 г. № 582) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа инспекции государственного строительного от 14 мая 2015 г. № 582 "О внесении изменений в некоторые приказы инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент предоставления инспекцией государственного строительного надзора Волгоградской области государственной услуги по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими, включению их в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и внесению изменений в данный реестр (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, возникающие при предоставлении государственной услуги.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 06.04.2015 № 77-ФЗ);
- Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции от 21.07.2014 № 224-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 24.11.2014 № 357-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 30.12.2014 № 519-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (в редакции от 29.04.2014 № 387);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 23.01.2014 № 53);
- приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 № 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены";
- Уставом Волгоградской области;
- Градостроительным кодексом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 22.04.2015 № 182-п);
- постановлением Правительства Волгоградской области от 10.07.2012 № 211-п "Об утверждении Положения об инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области" (в редакции от 09.02.2015 № 68-п);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 26.11.2013 № 1223 "Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых инспекцией государственного строительного надзора Волгоградской области" (в редакции от 22.04.2014 № 352).
В соответствии с пунктами "б", "к" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, жилищное законодательство, установление общих принципов организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктами 2 и 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Частями 1 и 2, пунктом 10 части 6 и частью 7 статьи 23 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Контролирующий орган вправе принимать меры, необходимые для привлечения лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства (их должностных лиц), к ответственности, установленной настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Пунктом 3 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 № 403, установлено, что формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - контролирующий орган), в соответствии с настоящими Правилами.
Статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1, пунктом 2 статьи 22 Устава Волгоградской области Волгоградская область имеет свою территорию, систему органов государственной власти, собственность, законодательство.
Система органов исполнительной власти Волгоградской области устанавливается законом Волгоградской области, который вносится Губернатором Волгоградской области в Волгоградскую областную Думу.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" в систему органов исполнительной власти Волгоградской области входит инспекция государственного строительного надзора Волгоградской области.
Согласно пунктам 1.1, 2.1.3 Положения об инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 10.07.2012 № 211-п, инспекция государственного строительного надзора Волгоградской области (далее именуется - Инспекция) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным осуществлять региональный государственный строительный надзор, а также государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 1 Перечня государственных услуг, предоставляемых инспекцией государственного строительного надзора Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 26.11.2013 № 1223, Инспекция предоставляет государственную услугу по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими, включение их в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и внесение изменений в данный реестр.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 указанного выше Положения руководитель Инспекции издает приказы Инспекции.
Таким образом, инспекция государственного строительного надзора Волгоградской области как орган исполнительной власти вправе регулировать рассматриваемые отношения путем издания нормативного правового акта в форме приказа.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Подпунктом 7 абзаца 2 пункта 62 Регламента установлено, что заявитель может обратиться с жалобой в том числе в случае отказа Инспекцией, должностным лицом Инспекции в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 7 статьи 11.1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" заявитель может обратиться с жалобой в том числе в случае отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Сравнительный анализ приведенных правовых положений позволяет сделать вывод о том, что Регламентом установлен императивный исчерпывающий перечень оснований для подачи жалобы заявителем. Вместе с тем Регламентом не установлено, что заявитель может обратиться с жалобой в Инспекцию в случае нарушения срока исправления опечаток и ошибок, что является установлением иного (ограничивающего права заявителей) правового регулирования.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в ограничении прав заявителей при установлении оснований подачи жалобы.
Содержание и форма исследуемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 09 июля 2014 г. № 122.
Приказы инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области от 04 сентября 2014 г. № 1356, от 22 декабря 2014 г. № 2098, от 14 мая 2015 г. № 582, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 10 сентября 2014 г. № 167, от 27 декабря 2014 г. № 245, от 30 мая 2015 г. № 96.
Вывод: приказ инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области от 25 июня 2014 г. № 975 "Об утверждении административного регламента предоставления инспекцией государственного строительного надзора Волгоградской области государственной услуги по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими, включению их в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и внесению изменений в данный реестр" (в редакции от 04 сентября 2014 г. № 1356, от 22 декабря 2014 г. № 2098, от 14 мая 2015 г. № 582) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------