Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 30.06.2015 N 1466н "На приказ инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области от 18 февраля 2015 г. N 41 "Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции "Осуществление надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в агропромышленном комплексе - за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией в процессе использования независимо от их принадлежности "



Направлено письмом от 1 июля 2015 г. № 34/02-7136

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 30 июня 2015 г. № 1466н

НА ПРИКАЗ ИНСПЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ
СОСТОЯНИЕМ САМОХОДНЫХ МАШИН И ДРУГИХ ВИДОВ ТЕХНИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18 ФЕВРАЛЯ 2015 Г. № 41
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПО ИСПОЛНЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАДЗОРА
ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ТРАКТОРОВ, САМОХОДНЫХ,
ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ МАШИН И ПРИЦЕПОВ К НИМ
В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ДЛЯ ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ И ИМУЩЕСТВА, ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ, А В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ - ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ, РЕГЛАМЕНТИРУЕМЫХ
СТАНДАРТАМИ, ДРУГИМИ НОРМАТИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ
И ДОКУМЕНТАЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЗАВИСИМО
ОТ ИХ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (КРОМЕ МАШИН ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ДРУГИХ
ВОЙСК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ПАРАМЕТРОВ МАШИН,
ПОДНАДЗОРНЫХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 18 МАЯ 2015 Г. № 116)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области от 18 февраля 2015 г. № 41 "Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции "Осуществление надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в агропромышленном комплексе - за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией в процессе использования независимо от их принадлежности (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, а также параметров машин, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации)" (в редакции от 18 мая 2015 г. № 116) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области от 18 мая 2015 г. № 116 "О внесении изменений в приказ инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области от 18 февраля 2015 г. № 41 "Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции "Осуществление надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в агропромышленном комплексе - за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией в процессе использования независимо от их принадлежности (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, а также параметров машин, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации)".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент по исполнению государственной функции "Осуществление надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в агропромышленном комплексе - за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией в процессе использования независимо от их принадлежности (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, а также параметров машин, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации)".
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением государственной функции органом исполнительной власти Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции от 08.06.2015 № 143-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 06.04.2015 № 77-ФЗ);
- Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции от 04.11.2014 № 344-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в редакции от 23.06.2014 № 160-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 24.11.2014 № 357-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 06.04.2015 № 82-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 № 1291 "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации" (в редакции от 07.05.2003 № 265);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 23.01.2014 № 53);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением администрации Волгоградской области от 10.10.2011 № 592-п "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций" (в редакции от 22.04.2015 № 182-п);
- постановлением Правительства Волгоградской области от 19.06.2012 № 124-п "Об утверждении Положения об инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области" (в редакции от 24.02.2015 № 91-п);
- постановлением Правительства Волгоградской области от 24.03.2014 № 145-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники на территории Волгоградской области" (в редакции от 24.02.2015 № 92-п).
В соответствии с пунктами "б" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, обеспечение общественной безопасности установление общих принципов организации местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Пунктом 1 статьи 32 Федерального закона "О техническом регулировании" определено, что государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 № 1291, установлено, что основной задачей государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуется - гостехнадзор) является осуществление надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в агропромышленном комплексе - за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией.
Согласно абзацу 3 пункта 2 названного Положения в систему органов гостехнадзора входят государственные инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующими государственными инспекциями городов и районов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относится организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора).
В соответствии с пунктом 6.1 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 10.10.2011 № 592-п, административный регламент утверждается органом исполнительной власти, к компетенции которого относится исполнение соответствующей государственной функции.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
В соответствии с приложением к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области", инспекция государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1 Положения об инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 19.06.2012 № 124-п, инспекция государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области (далее именуется - Инспекция) является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.5 указанного выше Положения руководитель Инспекции издает приказы Инспекции.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Пунктом 3.1.5 Регламента установлены основания для проведения внеплановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к которым относятся:
1) поступление обращений и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в Волгоградоблгостехнадзор о некачественном выполнении сертифицированных работ и услуг предприятиями сервиса, повлекшем за собой:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Таким образом, подпунктом 1 пункта 3.1.5 административного регламента ограничивается по сравнению с федеральным законодательством круг субъектов контроля (указанным подпунктом предусмотрены только субъекты, выполняющие сертификационные работы, и предприятия сервиса), а также ограничивается перечень оснований для проведения внеплановой проверки.
Как указал Верховный суд Российской Федерации, Федеральный закон о защите прав юридических лиц не определяет объем и предмет внеплановых проверок, а лишь устанавливает основания для их проведения и обязанность контролирующих органов действовать в пределах предоставленной компетенции. Предусмотренные ч. 2 ст. 10 данного Федерального закона основания для проведения внеплановой проверки являются общими для всех органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, вне зависимости от предмета контроля (надзора) (определение Верховного Суда РФ от 08.09.2010 № 44-Г10-34).
Вопросы осуществления надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники регулируются постановлением Правительства Волгоградской области от 24.03.2014 № 145-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники на территории Волгоградской области", в котором указаны основания проведения внеплановой проверки для всех лиц, в отношении которых может проводиться проверка (в том числе граждане).
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в ограничении исследуемым Приказом круга субъектов контроля (подпункт 1 пункта 3.1.5) и перечня оснований для проведения внеплановой проверки.
Содержание и форма анализируемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого правовой экспертизой Приказа опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 25 февраля 2015 г. № 33.
Приказ инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области от 18 мая 2015 г. № 116, которым внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 23 мая 2015 г. № 91.
Вывод: приказ инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области от 18 февраля 2015 г. № 41 "Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции "Осуществление надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в агропромышленном комплексе - за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией в процессе использования независимо от их принадлежности (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, а также параметров машин, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации)" (в редакции от 18 мая 2015 г. № 116) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------