Решение Светлоярской районной Думы Волгоградской обл. от 26.02.2015 N 09/40 "Об утверждении Регламента Светлоярской районной Думы Волгоградской области"



СВЕТЛОЯРСКАЯ РАЙОННАЯ ДУМА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2015 г. № 09/40

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА СВЕТЛОЯРСКОЙ РАЙОННОЙ ДУМЫ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Принято
Светлоярской районной Думой
26 января 2015 года
Список изменяющих документов
(в ред. решения Светлоярской районной Думы
Волгоградской обл. от 02.07.2015 № 14/68)

Руководствуясь Законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Светлоярского муниципального района Волгоградской области, Светлоярская районная Дума решила:
1. Утвердить прилагаемый Регламент Светлоярской районной Думы Волгоградской области.
2. Считать утратившими силу:
- решение Светлоярской районной Думы Волгоградской области от 15 ноября 2005 г. № 2/13 "Об утверждении Регламента Светлоярской районной Думы";
- решение Светлоярской районной Думы Волгоградской области от 28 октября 2009 г. № 02/07 "О внесении изменений в Регламент Светлоярской районной Думы Волгоградской области в части, касающейся структуры Светлоярской районной Думы";
- решение Светлоярской районной Думы Волгоградской области от 15 февраля 2011 г. № 23/193 "О внесении изменений в Регламент Светлоярской районной Думы Волгоградской области".
3. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию.

Председатель
Светлоярской районной Думы
Н.И.ДУМБРАВА





Утвержден
решением
Светлоярской районной Думы
от 26 февраля 2015 г. № 09/40

РЕГЛАМЕНТ
СВЕТЛОЯРСКОЙ РАЙОННОЙ ДУМЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Список изменяющих документов
(в ред. решения Светлоярской районной Думы
Волгоградской обл. от 02.07.2015 № 14/68)

Настоящий Регламент устанавливает общий порядок организации деятельности Светлоярской районной Думы Волгоградской области, включающий основные правила и процедуру подготовки и проведения заседаний Думы, осуществления нормотворческого процесса, работы в Думе ее депутатов, постоянных и временных комиссий, объединений и рабочих групп.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основы организации Светлоярской районной Думы Волгоградской области

1. Деятельность Думы и ее органов определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Волгоградской области, настоящим Регламентом и иными муниципальными нормативными правовыми актами, принятыми Думой.
2. Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного Уставом Светлоярского муниципального района Волгоградской области числа депутатов Думы (далее - установленное число депутатов Думы).
3. Основными формами деятельности Думы являются заседания Думы и заседания постоянных комиссий Думы.
4. Дума осуществляет свою деятельность на основе личного и активного участия в ее работе каждого депутата районной Думы.
5. Регламент Думы - правила, устанавливающие порядок организации деятельности Думы, постоянных и временных комиссий, рабочих групп, депутатских объединений, аппарата Думы и не затрагивающие прав других субъектов правоотношений.
6. Регламент Думы обязателен для исполнения депутатами Думы, ее органами, аппаратом Думы, а также лицами, принимающими участие в работе Думы.

Глава 2. ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО И ОРГАНЫ ДУМЫ

Статья 2. Структура Думы

Структуру Думы составляют:
- председатель Думы;
- заместитель председателя Думы;
- мандатная комиссия по вопросам депутатской этики;
- постоянная комиссия по бюджетной, налоговой и экономической политике;
- постоянная комиссия по социальной политике и защите прав граждан;
постоянная комиссия по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству;
- постоянная комиссия по природопользованию и охране окружающей среды.

Статья 3. Председатель Думы

1. Председатель Думы избирается на заседании Думы из числа депутатов открытым голосованием и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.
2. Кандидатуры для избрания на должность председателя Думы предлагаются депутатами либо путем самовыдвижения.
3. Депутат, выдвинутый для избрания на должность председателя Думы, имеет право заявить о самоотводе.
Заявление депутата о самоотводе принимается без обсуждения и голосования.
4. Кандидат считается избранным на должность председателя Думы, если за него проголосовало более 1/2 от установленного числа депутатов Думы. В случае если ни одна из кандидатур не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам.
Если ни один из двух кандидатов не набрал по итогам голосования требуемого числа голосов, то проводятся повторные выборы с новым выдвижением кандидатур, включая и ранее участвовавших.
5. Полномочия председателя Думы могут быть прекращены досрочно на основании письменного заявления либо по инициативе Думы.
О досрочном прекращении полномочий председателя Думы принимается решение Думы.

Статья 4. Полномочия председателя Думы

Председатель Думы:
- является распорядителем денежных средств и имущества Думы в соответствии с полномочиями Думы как юридического лица;
- созывает заседания Думы, доводит до сведения депутатов время и место их проведения, а также проект повестки дня;
- осуществляет руководство подготовкой заседаний Думы и вопросов, вносимых на рассмотрение Думы;
- подписывает решения Думы, протоколы заседаний и другие документы по вопросам своей компетенции;
- оказывает содействие депутатам Думы в осуществлении ими своих полномочий, а также их работе в Думе, ее органах, организует обеспечение их необходимой информацией;
- дает поручения постоянным и временным комиссиям, депутатам Думы по контролю за исполнением законодательства Российской Федерации, Волгоградской области и нормативных правовых актов органов местного самоуправления Светлоярского муниципального района;
- принимает меры по обеспечению гласности, в том числе по своевременному, полному и достоверному освещению работы Думы и ее органов в средствах массовой информации, и учету общественного мнения в работе Думы;
- организует в Думе прием граждан с обращениями, заявлениями, жалобами и их своевременное рассмотрение и разрешение;
- рассматривает в соответствии с законодательством вопросы досрочного прекращения полномочий депутатов Думы, выносит эти вопросы на заседание Думы;
- председательствует и ведает порядком на заседаниях Думы;
- создает рабочие группы для рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Думы и в компетенцию постоянных комиссий, в случае привлечения представителей, не входящих в состав комиссии;
- от имени Думы подписывает исковые заявления и заявления, направляемые в суды общей юрисдикции или арбитражные суды;
- издает постановления, распоряжения председателя Думы в пределах своей компетенции;
- утверждает структуру аппарата Думы, штатное расписание, принимает и увольняет работников Думы в пределах лимита, утвержденного на эти цели в бюджете муниципального района;
- вносит на рассмотрение Думы по рекомендации мандатной комиссии по депутатской этике предложения о мере воздействия на депутата Думы, допустившего нарушение Правил депутатской этики, решения по которым оформляются протокольно;
- решает иные вопросы, которые могут быть ему поручены Думой или возложены на него законодательством.
Председатель Думы распоряжается бюджетными средствами, предусмотренными на содержание Думы, только в рамках утвержденной сметы. Смета расходов на содержание Думы составляется на год с поквартальной разбивкой. Корректировка сметы допускается в соответствии с бюджетным законодательством.
Дума вправе отменить распоряжение, поручение председателя Думы, принятые с нарушением законодательства или с превышением установленной ему компетенции.

Статья 5. Заместитель председателя Думы

1. Заместитель председателя Думы избирается из числа депутатов большинством голосов от установленного числа депутатов Думы открытым голосованием на весь срок полномочий Думы. Заместитель председателя Думы подотчетен Думе, председателю Думы.
Заместитель председателя Думы может осуществлять свои полномочия на постоянной основе.
2. Полномочия заместителя председателя Думы могут быть прекращены досрочно на основании письменного заявления либо по инициативе Думы.
О досрочном прекращении полномочий заместителя председателя Думы принимается решение Думы.
3. Заместитель председателя Думы, работающий на постоянной основе, осуществляет следующие полномочия:
- организует подготовку вопросов к заседанию постоянных комиссий Думы;
- формирует повестки дня заседания комиссий;
- разрабатывает проекты нормативных правовых актов Думы с привлечением специалистов аппарата Думы, в том числе касающихся организации деятельности постоянных комиссий и Думы;
- организует подготовку и проведение депутатских (публичных) слушаний;
- готовит предложения по реализации права законодательной инициативы в Волгоградской областной Думе;
- организует подготовку предложений при формировании плана работы Думы на год;
- организует подготовку и внесение проектов решений на рассмотрение Думы;
- осуществляет подготовку обращений в органы и должностным лицам государственной власти, местного самоуправления, руководителям предприятий, учреждений, организаций по вопросам ведения районной Думы;
- осуществляет решение иных вопросов в пределах своей компетенции.

Статья 6. Постоянные комиссии Думы

1. Постоянные комиссии избираются из числа депутатов Думы для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Думы.
2. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы постоянных комиссий определяются в Положении о постоянных комиссиях Думы, утвержденном решением Думы. Численный и персональный состав комиссий определяется решением Думы.
Постоянная комиссия подотчетна Думе.

Статья 7. Председатели постоянных комиссий Думы

1. Председатели постоянных комиссий утверждаются Думой по представлению постоянных комиссий открытым голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.
2. Решение об освобождении председателя постоянной комиссии принимается на заседании комиссии простым большинством голосов от списочного состава членов комиссии и по представлению комиссии утверждается решением Думы открытым голосованием от установленного числа депутатов Думы.

Статья 8. Временные комиссии и рабочие группы Думы

1. В случае необходимости Дума может образовывать временные комиссии. Задачи и порядок временных комиссий определяются Думой при их образовании.
Временные комиссии обладают статусом постоянных комиссий, если иное не установлено Думой.
Временная комиссия прекращает свою деятельность после выполнения возложенных на нее задач или досрочно по решению депутатов Думы.
Образование временной комиссии и рабочей группы оформляется решением Думы, в котором указываются:
наименование временной комиссии и рабочей группы;
количественный и персональный состав членов временной комиссии и рабочей группы;
председатель временной комиссии и рабочей группы;
задача, для решения которой она создается.
2. Для оперативного осуществления контрольных функций Думы, выполнения достаточно узкой по содержанию и ограниченной во времени задачи (например, депутатское расследование) Думой могут быть образованы рабочие депутатские группы. Состав, задачи, направления и порядок деятельности устанавливаются председателем Думы при их образовании.
Рабочая депутатская группа прекращает свою деятельность после выполнения возложенной на нее задачи или досрочно по решению депутатов Думы.
3. Для подготовки вопросов к заседанию рабочие депутатские группы могут быть созданы постоянными комиссиями Думы своим постановлением, в котором определяют цели и задачи депутатской группы. Рабочая группа комиссии прекращает свою деятельность после выполнения возложенных на нее задач или по решению постоянной комиссии Думы.
4. По результатам своей работы временная комиссия (рабочая группа) представляет Думе доклад по существу вопроса, в связи с которым она была создана. Члены временной комиссии (рабочей группы), имеющие особое мнение, вправе огласить его на заседании Думы.

Статья 9. Исключена. - Решение Светлоярской районной Думы Волгоградской обл. от 02.07.2015 № 14/68.

Глава 3. ДЕПУТАТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Статья 10. Общие положения о депутатских объединениях

1. Депутатскими объединениями являются фракции. Фракции обладают равными правами, определенными настоящим Регламентом.
Депутатское объединение, сформированное из числа депутатов пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации независимо от числа ее членов.
Депутатская фракция создается по политическому, профессиональному и иному принципу.
Депутаты Думы, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы численностью не менее 3 человек.
2. Депутатское объединение считается созданным (правомочным) со дня его регистрации в Думе.
Председатель Думы информирует депутатов Думы о регистрации депутатского объединения на очередном, после регистрации, заседании Думы.

Статья 11. Регистрация депутатского объединения

1. Регистрация депутатского объединения в Думе осуществляется путем внесения в журнал регистрации депутатских объединений в Думе сведений об образовании депутатского объединения, его наименовании, составе и руководителе.
2. Регистрация фракции в Думе осуществляется на основании представленных фракцией следующих документов:
- выписки из протокола (либо копии протокола) собрания депутатов Думы об образовании фракции и ее наименовании;
- заявления на имя председателя Думы о регистрации фракции с указанием ее состава, подписанного руководителем фракции.
3. Регистрация депутатского объединения, изменений в ее составе, а также регистрация прекращения деятельности депутатского объединения производится в течение двух дней со дня подачи соответствующих документов для регистрации.

Статья 12. Членство в депутатском объединении

1. Депутат Думы может входить в состав только одного депутатского объединения.
2. Депутат Думы считается членом депутатского объединения со дня принятия решения фракции о включении его в свой состав.
3. Депутат Думы вправе выйти из состава депутатского объединения. Заявление о выходе из депутатского объединения подается на имя руководителя депутатского объединения, который направляет его председателю Думы для внесения изменения в журнал регистрации депутатских объединений в Думе.
4. Депутат Думы считается выведенным из состава депутатского объединения со дня внесения соответствующей записи в журнал регистрации депутатских объединений в Думе.

Статья 13. Порядок деятельности депутатского объединения

1. Возглавляет и организует деятельность депутатского объединения руководитель, который избирается из состава депутатского объединения.
2. Организация и порядок деятельности депутатского объединения определяются на основании положения, утвержденного депутатским объединением.

Статья 14. Полномочия депутатского объединения

Депутатские объединения вправе:
- готовить проекты решений Думы, а также материалы по любому вопросу, вносимому на заседание Думы и ее органов, распространять их среди депутатов, заинтересованных органов и должностных лиц через аппарат Думы;
- обращаться с вопросами к председателю Думы, главе Светлоярского муниципального района, руководителям органов местного самоуправления, расположенных на территории Светлоярского муниципального района.

Статья 15. Прекращение деятельности депутатского объединения

1. Деятельность депутатских объединений Думы прекращается в случае прекращения полномочий Думы.
2. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в Думе, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
3. Деятельность депутатской группы прекращается по следующим основаниям:
истечение срока, на который депутатская группа была образована;
принятие депутатской группой решения о прекращении своей деятельности;
численность депутатской группы стала менее трех человек.
4. Деятельность депутатской группы прекращается со дня внесения соответствующей записи в журнал депутатских объединений Думы.
5. Председатель Думы информирует депутатов о прекращении деятельности депутатского объединения на очередном заседании Думы.

Глава 4. ДЕПУТАТ ДУМЫ

Статья 16. Полномочия депутата Думы

1. Полномочия депутатов вновь избранной Думы начинаются со дня избрания в Думу. Полномочия депутатов предыдущего состава Думы прекращаются с момента начала работы Думы нового созыва. Началом работы Думы нового созыва считается открытие первого заседания.
2. Депутаты Думы осуществляют свои полномочия на постоянной и непостоянной основе. На постоянной основе могут работать 10 процентов депутатов от установленной численности депутатов Думы.
3. Руководители и должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, общественных объединений обязаны обеспечить депутатам Думы условия для беспрепятственного и эффективного осуществления своих полномочий.
4. Депутату Думы при осуществлении депутатской деятельности гарантируется обеспечение условий для беспрепятственной и эффективной реализации его прав и обязанностей, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Светлоярского муниципального района Волгоградской области, настоящим Регламентом и другими муниципальными правовыми актами Светлоярского муниципального района Волгоградской области.

Статья 17. Обращения депутатов

1. Депутат или группа депутатов Думы вправе внести на рассмотрение Думы обращение к руководителям и иным должностным лицам органов государственной власти Волгоградской области и местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории Светлоярского муниципального района, по вопросам, относящимся к ведению Думы и входящим в компетенцию указанных органов, организаций и должностных лиц. Такое обращение вносится в письменной форме и оглашается на заседании Думы.
2. Предложение депутата Думы о признании его обращения в качестве депутатского запроса ставится на голосование. Обращение признается депутатским запросом, если "за" проголосовало более половины от установленного числа депутатов районной Думы.
3. Орган либо должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должны дать ответ на него в устной (на заседании Думы) или в порядке и в сроки, установленные Законом Волгоградской области № 1791-ОД от 02.12.2008 "О гарантиях осуществления полномочий депутата и выборного должностного лица местного самоуправления в Волгоградской области".
Ответ, полученный в письменной форме, оглашается на очередном заседании Думы. Депутат вправе дать на заседании Думы оценку ответа органа или должностного лица на депутатский запрос.
4. По результатам рассмотрения депутатских запросов Дума принимает соответствующее решение.
5. Депутатский запрос, ответ на него, а также решение Думы, принятое по результатам депутатского запроса, подлежат официальному опубликованию.

Статья 18. Права и обязанности депутата Думы на заседании Думы

1. Депутат на заседании Думы вправе:
1) избирать и быть избранным в органы Думы;
2) вносить предложения, обоснованно требовать направления их в органы Думы либо включения в повестку дня заседания Думы;
3) высказывать свое мнение либо мнение объединения депутатов (по его официальному поручению) о необходимости образования тех или иных органов Думы, по персональному составу этих органов и кандидатурам должностных лиц, избираемым, назначаемым или утверждаемым районной Думой;
4) заявлять отводы по кандидатурам или самоотводы (самоотводы принимаются без обсуждения и голосования);
5) вносить предложения и замечания по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
6) вносить предложения о проверках исполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории Светлоярского муниципального района, решений Думы;
7) вносить предложения о вынесении районной Думой поручений в адрес уполномоченных государственных органов о проверке соблюдения федерального законодательства, указов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации на территории района;
8) вносить предложения о проведении депутатского расследования по любому вопросу, отнесенному к ведению Думы;
9) ставить вопрос о разработке проекта решения Думы, вносить проекты решения, поправки к проектам решений, предлагать изменения в действующие решения Думы;
10) участвовать в прениях, задавать вопросы председательствующему на заседании Думы, докладчику (содокладчику), требовать ответа на них и давать оценку полноте ответа либо соответствующему действию (бездействию) указанных лиц по существу вопроса, соблюдая при этом этические нормы и положения настоящего Регламента.
Вопросы выступающим в прениях могут быть заданы только с их согласия и разрешения председательствующего;
11) выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
12) от своего имени или по поручению депутатского объединения вносить альтернативные проекты нормативных правовых актов;
13) оглашать обращения граждан, имеющие общественное значение;
14) получать документы, справочные и информационные материалы, проекты решений, необходимые для обсуждения вопросов, выносимых на заседание Думы;
15) обращаться к районной Думе за защитой своих депутатских прав, чести, достоинства и полномочий;
16) представлять на заседании Думы интересы органа местного самоуправления или органа территориального общественного самоуправления, выраженные в форме письменного поручения депутату;
17) обращаться к депутатам Думы с просьбой личного характера, если это не противоречит настоящему Регламенту и нормам депутатской этики;
18) объединяться во временные нерегистрируемые группы депутатов Думы в соответствии с личной позицией в целях координации действий;
19) требовать включения в протокол заседания Думы текстов выступлений, изложенных в письменном виде и не прозвучавших на заседании, а равно предложений и замечаний по вопросам повестки дня;
20) проявлять иные инициативы, в том числе по изменению и дополнению законодательства, придерживаясь при этом процедур настоящего Регламента и норм депутатской этики;
21) приглашать на заседания Думы избирателей, других лиц, согласовывая это предварительно с председателем Думы;
22) знакомиться с документами Думы, получать для работы решения Думы и протоколы заседаний.
2. Депутат Думы на заседании обязан:
1) соблюдать настоящий Регламент;
2) регистрироваться на каждом заседании и участвовать в работе заседания Думы после перерывов;
3) выступать на заседании Думы только с разрешения председательствующего;
4) соблюдать нормы депутатской этики.

Глава 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ДУМЫ

Статья 19. Председатель Думы, аппарат Думы создают условия для работы постоянных комиссий, временных и специальных комиссий, рабочих групп, депутатских объединений, депутатов Думы.

Статья 20. Аппарат Думы

1. Для оказания консультационной, экспертной, информационной и иной помощи депутатам и органам Думы в подготовке материалов по вопросам ведения Думы, организационного и материально-технического обеспечения деятельности Думы образуется аппарат Думы, который функционирует на основании действующего законодательства Российской Федерации и Волгоградской области, Устава Светлоярского муниципального района, положения об аппарате.
2. Аппарат Думы подчиняется председателю Думы, а в его отсутствие - заместителю председателя Думы.
3. Привлечение независимых консультантов, специалистов, экспертов, не входящих в аппарат Думы, для работы в органах и структурных подразделениях Думы может осуществляться на договорной основе.

Глава 6. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ДУМЫ

Статья 21. Составление планов работы Думы

1. Работа Думы строится на основе годовых планов.
2. Разработку проекта плана работы Думы организует председатель Думы.
3. План работы Думы на год утверждается решением Думы на заседании Думы.

Статья 22. Внесение вопросов в план работы Думы

Правом внесения вопросов в план работы Думы обладают председатель Думы, глава Светлоярского муниципального района, постоянные комиссии и депутаты Думы, председатель контрольно-счетной палаты района, органы территориального общественного самоуправления, инициативные группы граждан, прокурор Светлоярского района Волгоградской области.

Статья 23. Подготовка плана работы Думы

1. На момент утверждения плана работы не требуется наличия проектов решений по предложенным вопросам.
2. Планирование работы Думы не исключает возможности подготовки и внесения в Думу проектов правовых и прочих актов вне плана в порядке, установленном решением Думы.

Глава 7. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДУМЫ

Статья 24. Заседания Думы

1. Заседание Думы - основная форма работы Думы для решения вопросов, отнесенных к ведению Думы действующим законодательством, с последующим принятием муниципальных правовых актов.
2. Заседания Думы могут носить организационный, очередной, внеочередной и чрезвычайный характеры.

Статья 25. Проведение первого заседания Думы

1. Вновь избранная Дума собирается на первое организационное заседание на 15 день со дня избрания в правомочном составе.
2. Открывает первое заседание Думы и ведет до момента избрания председателя Думы старейший по возрасту депутат.

Статья 26. Проведение очередных заседаний Думы

1. Очередные заседания Думы созываются председателем Думы в соответствии с утвержденным планом работы Думы.
2. Заседание Думы правомочно (кворум), если на нем присутствует более половины от установленного числа депутатов Думы.
3. При отсутствии кворума Дума вправе рассмотреть вносимые вопросы без принятия решения, если с этим согласно большинство от числа зарегистрировавшихся на заседании депутатов Думы. В этом случае решения по рассматриваемым вопросам могут быть приняты на следующем заседании Думы без обсуждения.
4. Заседания Думы проводятся в установленные дни, не реже одного раза в три месяца. По ходу работы Думы могут проводиться заседания ее постоянных комиссий, других органов, депутатских объединений.
5. В заседании по решению депутатов Думы может быть сделан перерыв на срок, устанавливаемый районной Думой.
6. Перед началом каждого заседания, а также после каждого перерыва аппаратом Думы проводится регистрация депутатов.
7. При необходимости экстренного совещания постоянной комиссии или депутатского объединения в ходе заседания Думы объявляется специальный перерыв, в случае если за него проголосовало открытым голосованием не менее половины от числа присутствующих на заседании депутатов Думы.

Статья 27. Проведение внеочередных заседаний Думы

Внеочередные заседания Думы созываются:
1) по инициативе председателя Думы;
2) по письменному заявлению главы Светлоярского муниципального района, в котором указываются предлагаемые для обсуждения вопросы;
3) по письменному обращению одной из постоянных комиссий или не менее 1/3 от числа избранных депутатов Думы с перечнем предлагаемых для обсуждения вопросов. В заявлении, скрепленном личными подписями депутатов, указываются их фамилии, инициалы и номера избирательных округов.

Статья 28. Оповещение о проведении заседаний Думы

1. О времени, месте проведения, проекте повестки дня заседания Думы всем депутатам Думы сообщается письменно либо телефонограммой не менее чем за пять дней до открытия заседания Думы.
2. Материалы, необходимые для рассмотрения вопросов, доводятся до депутатов Думы не позднее чем за три дня до открытия заседания Думы.
3. В ходе заседания непосредственно распространяются только материалы по вопросам, включенным в повестку данного заседания Думы, а также депутатские запросы и заявления депутатских объединений.
4. Любой документ, распространяемый в зале заседания, должен иметь подпись депутата, инициирующего распространение, и визу председателя Думы.
5. В случае невозможности прибыть на заседание Думы депутат обязан не менее чем за сутки до открытия заседания Думы известить письменно или телефонограммой председателя Думы либо его заместителя, а в их отсутствие - аппарат Думы. Уважительными причинами отсутствия на заседании признаются болезнь, отпуск, командировка и другие подобные обстоятельства, подтвержденные оправдательным документом.

Статья 29. Присутствие на заседаниях Думы

1. Заседания Думы проводятся гласно и открыто.
2. На заседаниях Думы могут присутствовать глава Светлоярского муниципального района, прокурор района либо их представители, председатель контрольно-счетной палаты Светлоярского муниципального района, сотрудники аппарата Думы с правом совещательного голоса.
3. Представители средств массовой информации имеют право присутствовать на заседаниях Думы. Они могут производить фото-, телесъемку, записывать ход заседания на диктофон, пользоваться другими техническими средствами, не мешая при этом нормальному ходу заседания.
4. Представители средств массовой информации несут ответственность за достоверность информирования населения о заседаниях Думы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Лица, приглашенные для участия в рассмотрении вопроса (в том числе в качестве экспертов), проходят в зал заседаний Думы по приглашению аппарата Думы на заседании и покидают зал по окончании рассмотрения вопроса, на обсуждение которого были приглашены. Участие приглашенных лиц в заседаниях Думы обеспечивается аппаратом Думы.
6. Граждане, представители трудовых коллективов, общественных объединений могут присутствовать на заседании Думы, если в помещении, где оно проводится, имеются условия для их размещения без ущерба для нормальной работы депутатов.
7. Лица, не являющиеся депутатами Думы, могут подать заявку для выступления или информации председателю Думы за один день до начала заседания Думы. Председательствующий на заседании Думы предоставляет им слово после выступления депутатов с разрешения Думы, если не будет принят другой порядок.
8. Приглашение на заседания Думы обеспечивается аппаратом Думы.
9. Вопрос о количественном и персональном составах лиц, приглашаемых на заседание Думы, решается председателями постоянных комиссий по согласованию с председателем Думы.
10. Лица, присутствующие на заседании, не вправе занимать рабочие места депутатов Думы за столом заседаний.
11. Всем лицам, находящимся в зале заседаний, запрещается пользоваться во время заседания Думы средствами мобильной связи, перемещаться по залу заседаний, покидать зал без разрешения председательствующего.
12. Контроль за допуском в зал заседаний Думы и соблюдением расположения в зале участников заседания, предусмотренного настоящим Регламентом, осуществляют сотрудники аппарата Думы, обеспечивающие проведение заседаний Думы.

Статья 30. Ведение заседаний Думы

1. Заседание Думы открывает, ведет и закрывает председательствующий на заседании.
2. Председательствующим на заседании Думы по должности является председатель Думы.
3. В случае отсутствия председателя Думы на заседании председательствует заместитель председателя по поручению председателя Думы, а при его отсутствии - избранный районной Думой депутат Думы.
4. Во время ведения заседания в случае необходимости председатель Думы вправе без голосования передать ведение заседания до его окончания другому депутату Думы и имеет право в любой момент продолжить ведение заседания.

Статья 31. Права и обязанности председательствующего на заседании

1. Обязанности председательствующего на заседании Думы:
1) открывает и закрывает заседание Думы;
2) объявляет перерыв в соответствии с настоящим Регламентом или установленным для данного заседания Думы порядком;
3) предоставляет слово докладчикам, содокладчикам, выступающим по повестке дня заседания Думы;
4) оглашает письменные запросы, заявления и справки депутатов, депутатских объединений;
5) объявляет результаты голосования;
6) обеспечивает в зале заседания порядок, а при его нарушении депутатами Думы делает им замечание и вправе ставить вопрос перед районной Думой о рассмотрении поведения данных депутатов на постоянной комиссии Думы, ведающей вопросами этики;
7) удаляет из зала нарушителя, не являющегося депутатом Думы;
8) не вправе комментировать и давать оценку выступлениям депутатов Думы.
2. Председательствующий на заседании имеет право:
1) лишить выступающего слова в случае нарушения настоящего Регламента;
2) давать поручения, связанные с обеспечением работы заседания Думы;
3) создавать временные согласительные комиссии, организовывать их работу для решения спорных вопросов, возникающих в ходе заседания Думы;
4) объявить при необходимости внеочередной перерыв.

Статья 32. Порядок проведения заседания Думы

1. Заседания Думы проводятся, как правило, в последний четверг месяца с 10 часов с перерывами (15 - 20 минут) через каждые полтора часа работы. По решению депутатов Думы может быть установлен иной режим работы.
2. Как правило, на заседании Думы предоставляется время для:
- докладов - до 15 минут;
- содокладов - до 10 минут;
- выступлений в прениях - до трех минут;
- для повторных выступлений, при постатейном обсуждении проектов решений - до 3 минут;
- для выступлений по кандидатурам, порядку ведения заседаний, мотивам голосования, для заявлений, внесения предложений, сообщений и справок - до 3 минут.
По всем вопросам повестки дня прения открываются в обязательном порядке.
3. Председательствующий на заседании Думы предоставляет слово для докладов, затем для содокладов по обсуждаемому вопросу. Докладчики и содокладчики имеют право на заключительное слово после обсуждения - до трех минут.
С согласия большинства присутствующих на заседании председательствующий может продлить время выступления.
Слово для вопросов предоставляется в конце доклада (содоклада). Вопросы к докладчику могут формулироваться в письменном виде и передаваться председательствующему через сотрудников аппарата Думы.
4. Председательствующий предоставляет слово для выступлений в порядке поступления заявлений о предоставлении слова.
С согласия большинства депутатов председательствующий может изменить очередность записавшихся для выступления.
5. Не допускается выступать по одному и тому же вопросу одному депутату более двух раз.
6. По истечении установленного для выступления времени председательствующий вправе предупредить выступающего об этом и затем вправе прервать его выступление.
7. Слово по порядку ведения, по формулировкам принимаемых решений предоставляется вне очереди, справки по обсуждаемому вопросу оглашаются немедленно.
8. Во время заседания Думы никто из участников заседания не может высказываться, не получив согласия председательствующего на заседании. Председательствующий не может отказать депутату Думы в предоставлении слова для выступления без объяснения объективной причины отказа.

Глава 8. ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕСТКИ ДНЯ ЗАСЕДАНИЯ ДУМЫ

Статья 33. Формирование повестки дня заседания Думы

1. Проект повестки дня заседания Думы определяется не позднее чем за пять дней до заседания Думы.
2. С проектом повестки дня заседания Думы, проектами решений Думы и всеми другими необходимыми материалами депутаты имеют право ознакомиться не позднее чем за три дня до их рассмотрения на заседании Думы.
3. Вопросы, включенные в повестку предыдущего заседания Думы, но по каким-либо причинам перенесенные на текущее заседание, включаются в повестку дня заседания Думы первыми.
4. Окончательный проект повестки дня заседания Думы и порядок рассмотрения вопросов формируются и принимаются районной Думой.

Статья 34. Обсуждение депутатами районной Думой повестки дня заседания Думы

1. После открытия заседания и оглашения вопросов, предварительно внесенных в проект повестки дня заседания Думы, проводится голосование по принятию проекта повестки дня заседания Думы за основу.
Решение о принятии проекта повестки дня заседания Думы за основу принимается простым большинством от числа депутатов Думы, присутствующих на заседании Думы.
2. Могут быть поданы и другие предложения и замечания к проекту повестки дня заседания Думы, порядку рассмотрения вопросов и ведения заседания, которые подаются в письменном виде либо излагаются устно в выступлении депутатов Думы.
3. Предложения, поступившие в письменном виде, оглашаются председательствующим в порядке их поступления.

Статья 35. Утверждение районной Думой повестки дня заседания Думы

1. На голосование по утверждению повестки дня заседания Думы ставится каждое предложение в порядке поступления. По каждому вопросу возможно обсуждение о необходимости его включения в проект повестки дня заседания Думы.
2. Исключение вопросов из проекта повестки дня заседания Думы принимается простым большинством от числа депутатов Думы, присутствующих на заседании Думы.
3. Голосование по исключению вопросов из проекта повестки дня заседания Думы не проводится, если инициатором исключения вопросов является разработчик.
4. После того как были поданы и проголосованы все предложения в проект повестки дня заседания Думы, проводится голосование по принятию проекта повестки дня заседания Думы в целом.
Решение принимается простым большинством от числа депутатов Думы, присутствующих на заседании Думы.

Глава 9. ВИДЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ

Статья 36. Виды голосования

1. На заседании Думы решения по рассматриваемым вопросам принимаются:
1) открытым голосованием;
2) тайным голосованием.
Одной из форм открытого голосования является поименное голосование.
2. Результаты открытого голосования являются открытой информацией, доступной для любых организаций, учреждений, граждан, а также средств массовой информации, аккредитованных при районной Думе.
3. Во время голосования какие-либо выступления, реплики, справки, вопросы (в том числе со стороны председательствующего) не допускаются с момента оглашения предложения, которое ставится на голосование, и до момента оглашения результатов голосования.
4. Независимо от вида голосования депутат Думы имеет право не принимать в нем участия.
5. При выявлении ошибок в порядке и технике проведенного голосования по решению депутатов Думы, принятому открытым голосованием, проводится новое голосование. При этом председательствующий обязан поставить на голосование предложение об отмене предыдущего голосования.
Решение об отмене предыдущего голосования принимается числом голосов не меньшим, чем проголосовали за принятие решения.

Статья 37. Открытое голосование

1. Открытое голосование проводится путем поднятия руки.
2. Перед началом открытого голосования председательствующий на заседании указывает количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет и зачитывает их формулировки или указывает страницу, абзац, строку в проекте решения; напоминает, каким числом голосов может быть принято каждое предложение в соответствии с настоящим Регламентом.
3. При голосовании каждый депутат имеет один голос и подает его или "за" предложение, или "против" него, или "воздерживается" в оценке предложения, поставленного на голосование. Для депутатов, не участвующих по уважительным причинам в заседании Думы, предоставляется возможность письменного досрочного голосования по вопросам повестки дня заседания. В этом случае депутат заблаговременно (до момента подсчета голосов) письменно оформляет свое мнение по рассматриваемому вопросу, помещает в закрытый конверт и передает его через аппарат Думы председателю Думы, о чем председатель Думы информирует депутатов перед началом голосования. Конверт с бюллетенем депутата вскрывается председателем счетной комиссии при подведении итогов голосования.
4. Обязательным условием вскрытия конверта является наличие кворума.
5. После окончания подсчета голосов председательствующий на заседании объявляет результаты голосования и сообщает о принятии или отклонении предложения.

Статья 38. Поименное голосование

1. Поименное голосование организуется при принятии решения, если за его проведение проголосовало большинство от числа избранных депутатов Думы.
2. Поименное голосование производится поднятием рук с оглашением фамилий депутатов Думы, проголосовавших "за", "против" или "воздержавшихся".
3. Списки с результатами поименного голосования распечатываются аппаратом Думы по установленной форме и доводятся до сведения депутатов Думы.

Статья 39. Тайное голосование

1. Тайное голосование проводится в случаях, установленных федеральными законами, законами Волгоградской области и решениями Думы, а также если за его проведение проголосовало большинство от числа избранных депутатов Думы.
2. При формировании избираемых органов или избрании должностных лиц выдвинутые кандидаты не могут входить в состав счетной комиссии.
3. Численный состав счетной комиссии устанавливается районной Думой, но не менее трех депутатов Думы. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя счетной комиссии. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов от установленного числа членов счетной комиссии.
4. Заседания счетной комиссии, а также вскрытие урн, подсчет голосов проводятся, если присутствует не менее 2/3 от установленного числа членов счетной комиссии.
5. Бюллетени изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме и в определенном ею количестве, но не более установленного числа депутатов Думы. Допускается на оборотной стороне бюллетеней делать пометку комиссии - подписи членов комиссии.
6. Бюллетени для тайного голосования должны содержать необходимую для голосования информацию: текст голосуемых предложений, фамилии кандидатов и т.д., а также порядок заполнения. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией и объявляются ее председателем перед началом голосования.
7. Каждому депутату Думы выдается один бюллетень. Бюллетени выдаются членами счетной комиссии по спискам депутатов Думы под роспись.
8. Заполнение бюллетеней производится депутатом Думы в кабине для тайного голосования либо в отведенной для этой цели комнате. Заполненные бюллетени опускаются в урну для тайного голосования.
9. При подсчете голосов недействительными считаются бюллетени:
1) неустановленной формы;
2) не заверенные счетной комиссией;
3) содержащие более одного альтернативного предложения или более одной кандидатуры на одну должность, если иное не предусмотрено районной Думой.
Фамилии, дописанные в бюллетени, при подсчете голосов не учитываются.
10. Подсчет результатов тайного голосования производится на заседании счетной комиссии.
11. Протокол заседания счетной комиссии с результатами голосования подписывается всеми членами счетной комиссии, при этом каждый из них может записать свое особое мнение.
12. По докладу счетной комиссии районной Думой открытым голосованием принимается решение об утверждении результатов тайного голосования.
13. После окончания тайного голосования протоколы заседания счетной комиссии, а также бюллетени тайного голосования вкладываются в конверт, который опечатывается и передается в аппарат Думы для хранения.

Статья 40. Голосование по процедурным вопросам

1. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании Думы. К процедурным вопросам относятся:
1) о принятии повестки дня заседания Думы;
2) о внесении изменений и дополнений в проект повестки заседания Думы;
3) о проведении заседания Думы в несколько этапов;
4) о перерыве в заседании Думы, переносе или закрытии заседания Думы;
5) о протокольных решениях;
6) о предоставлении дополнительного времени для выступления;
7) о продолжительности времени для ответов на вопросы по существу нормативного правового акта;
8) о предоставлении слова приглашенным на заседание Думы;
9) о переносе или прекращении прений по вопросу повестки дня заседания Думы;
10) о переходе (возвращении) к вопросам повестки дня заседания Думы;
11) о дополнении новым вопросом повестки дня заседания Думы после утверждения повестки дня;
12) о передаче вопроса на рассмотрение соответствующей постоянной комиссии Думы;
13) о голосовании без обсуждения;
14) о приглашении на заседание Думы представителей органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, экспертов и других специалистов для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым районной Думой проектам решений и другим вопросам;
15) о принятии к сведению справок, даваемых участникам заседания;
16) об изменении способа проведения голосования;
17) об изменении очередности выступлений;
18) об изменении очередности рассмотрения вопросов повестки дня заседания Думы;
19) о проведении дополнительной регистрации;
20) о пересчете голосов;
21) о приглашении на заседание Думы должностного лица для ответов на вопросы, содержащиеся в обращении депутата (депутатов) Думы;
22) о передаче функций председательствующего на заседании Думы;
23) об установлении порядка рассмотрения вопроса деятельности Думы, не предусмотренного настоящим Регламентом.
2. Поручения Думы могут оформляться протокольным решением. В поручении указывается срок для исполнения и (или) срок представления информации о проделанной работе.
Копия протокола заседания Думы или выписка из него в течение суток после подписания протокола заседания Думы направляется исполнителю.
Контроль за исполнением поручений Думы возлагается на председателя Думы.
3. Слово по процедуре и по мотивам голосования предоставляется вне очереди и до голосования.

Глава 10. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ ДУМЫ

Статья 41. Виды правовых актов

1. По вопросам своей компетенции районная Дума принимает муниципальные правовые акты в форме решений.
2. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Думы, если иное не установлено федеральным законом.

Статья 42. Принятие проекта за основу

1. Представленный проект решения принимается за основу простым большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.
2. Принятие проекта решения за основу означает, что принятый за основу текст может дорабатываться путем внесения в него поправок либо (при отсутствии желающих внести поправки) может быть поставлен на голосование в целом.
3. В случае непринятия проекта решения за основу он считается отклоненным. Если проект решения отклонен, Дума протокольным решением должна направить его на дополнительное рассмотрение разработчику данного проекта решения либо признать дальнейшую работу над документом нецелесообразной.
4. Отклоненный проект решения, как правило, вносится вторично по мере его согласования разработчиками.

Статья 43. Порядок отзыва проекта до принятия его за основу

До принятия Думой проекта документа за основу (в том числе в ходе прений) инициатор внесения проекта (лицо, им уполномоченное) имеет право официально отозвать проект письменным заявлением или устным заявлением на заседании Думы. В этом случае прения прекращаются. Районной Думой устанавливается порядок дальнейшей работы над проектом. Участники заседания вправе передать свои предложения инициатору внесения проекта (лицу, им уполномоченному).

Статья 44. Утверждение документа в целом

1. До проведения голосования по проекту решения в целом должно быть получено правовое заключение аппарата Думы на предмет отсутствия внутренних противоречий и противоречий с действующим законодательством, а также на предмет правильности взаимосвязи статей проекта решения в связи с внесением в него поправок. В случае если такое заключение не может быть сделано в ходе заседания, проект решения направляется для дополнительной проверки в аппарат Думы и вносится на голосование в целом на следующее заседание Думы.
2. Не может быть поставлено на голосование предложение (проект решения, поправки, обращение и т.п.), если оно, по правовому заключению аппарата Думы, полностью или частично противоречит Конституции, действующему законодательству Российской Федерации и Волгоградской области, Уставу Светлоярского муниципального района. В этом случае предложение (или часть его) направляется на доработку и повторное правовое рецензирование (в том числе независимыми юристами).
3. Решение по проекту принимается простым большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.
4. Не принятый в целом проект решения, в том числе и по результатам постатейного рассмотрения, считается отклоненным. В отношении отклоненного проекта решения районная Дума должна принять протокольное решение о направлении его на дополнительное рассмотрение разработчику данного проекта решения либо признать дальнейшую работу над документом нецелесообразной.
5. После принятия решения в целом не допускается внесение в его текст каких-либо, в том числе стилистических, изменений иначе чем путем принятия решений Думы о внесении изменений, дополнений.

Статья 45. Особенности принятия проекта бюджета Светлоярского района

Порядок организации работы над муниципальным правовым актом о бюджете Светлоярского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период, а также проектами решений о внесении изменений в указанный документ устанавливается отдельным муниципальным правовым актом, принимаемым районной Думой.

Статья 46. Подписание решений

1. Подписание решений, принятых районной Думой, производится главой района либо лицом, его заменяющим, в течение 10 календарных дней со дня принятия.
2. Решения ненормативного характера, заявления, обращения, принятые районной Думой, в семидневный срок со дня принятия подписывает председатель Думы. Они могут публиковаться в средствах массовой информации или рассылаться заинтересованным органам и лицам.

Статья 47. Опубликование решений, принятых районной Думой

1. Решения Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, после подписания направляются для официального опубликования в средства массовой информации в установленные законодательством сроки.
2. Опубликование текстов правовых документов производится, если это определено соответствующим решением Думы.
3. Порядок опубликования решений определяется отдельными муниципальными правовыми актами, принятыми районной Думой.

Статья 48. Полномочия Думы по контролю за исполнением решений Думы

1. Районная Дума вправе заслушать отчет (сообщения) о ходе исполнения решения Думы.
2. После заслушивания отчета (сообщения) о ходе исполнения решения районная Дума вправе:
1) снять решение с контроля как выполненное;
2) снять с контроля отдельные пункты решения как выполненные;
3) продлить контрольные полномочия;
4) возложить контрольные полномочия на иное лицо либо орган;
5) отменить принятое решение;
6) изменить решение или дополнить его;
7) принять новое решение.

Статья 49. Установление срока отчетности по контролю за исполнением решений Думы

Срок отчетности по контролю за исполнением решений Думы устанавливается в самом решении Думы.

Статья 50. Депутатское расследование

1. Депутатское расследование может быть назначено районной Думой по инициативе профильной постоянной комиссии.
Решение о назначении депутатского расследования считается принятым, если за него проголосовало более 1/2 от установленного числа депутатов Думы.
2. Основаниями для назначения депутатского расследования являются сообщения:
1) о нарушении должностными лицами, органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и Волгоградской области, Устава Светлоярского муниципального района, решений Думы;
2) о нарушениях при исполнении бюджета Светлоярского муниципального района;
3) о нарушениях по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности района;
4) об обстоятельствах, которые ведут к ухудшению социально-экономического положения населения района;
5) о других обстоятельствах, угрожающих интересам населения района.
3. Результаты расследования докладываются на заседании Думы с последующим принятием решения.

Статья 51. Поручения Думы

1. Поручения Думы могут оформляться протокольным решением. В поручении указывается срок для исполнения и (или) срок представления информации о проделанной работе.
2. Копия протокола заседания Думы или выписка из него в течение суток после подписания протокола заседания Думы направляется исполнителю.
3. Контроль за исполнением поручений Думы возлагается на председателя Думы или лицо, его замещающее.

Глава 11. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ДУМЫ

Статья 52. Делопроизводство Думы

1. Протокол заседания Думы должен быть оформлен и подписан председательствующим на заседании Думы не позднее чем в месячный срок после окончания заседания. Ответственность за своевременное оформление протокола и других материалов несет председатель Думы.
2. В протокол заседания Думы вносятся следующие данные:
наименование Думы, порядковый номер заседания (в пределах созыва) и дата его проведения;
фамилии и инициалы депутатов Думы, принимавших участие в работе заседания, с указанием их избирательных округов и занимаемой должности;
фамилии, инициалы и должности лиц, приглашенных на заседание Думы;
утвержденная повестка дня заседания Думы;
ход обсуждения вопросов, включенных в повестку дня заседания Думы (наименование каждого вопроса, фамилии, инициалы докладчиков и содокладчиков, результаты голосования за принятие решений).
3. Протоколы оформляются на основании стенограмм и аудиозаписей хода заседания Думы, а также других материалов, подготовленных к заседанию Думы. К протоколу заседания прилагаются постановления, принятые Думой.
4. Документами заседания Думы являются:
стенограмма заседания;
письменные вопросы и предложения депутатов, рассмотренные на заседании;
тексты не прозвучавших на заседании выступлений депутатов;
проекты решений, внесенные депутатами и не принятые на заседании Думы;
список депутатов, отсутствующих на заседании, с указанием причин.
5. Протокол заседания Думы печатается в одном экземпляре и хранится в аппарате Думы.
6. Порядок подготовки, оформления и хранения документов регулируется специальными распоряжениями председателя Думы и инструкцией по делопроизводству Думы.

Глава 12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 53. Этика на заседаниях Думы

1. Депутат Думы обязан соблюдать нормы депутатской этики. Моральными критериями поведения депутата должны служить идеалы добра, справедливости, гуманизма и милосердия. Депутат должен в равной мере охранять собственное достоинство, уважая достоинство других депутатов, должностных лиц и граждан, с которыми он вступает в отношения в связи с исполнением депутатских полномочий.
2. Взаимодействие депутатов строится на основе равноправия, коллегиальности и недопустимости отношений подчиненности.
3. Депутаты, выступающие на заседании Думы или ее органа, не вправе нарушать правила депутатской этики.
4. Депутат может досрочно покинуть заседание Думы, письменно уведомив председательствующего.
5. Во время заседания Думы категорически запрещается:
1) выступать без разрешения председательствующего;
2) использовать выступающим в своей речи грубые, некорректные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Думы и других конкретных лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к насильственным или незаконным действиям;
3) сознательно нарушать установленный регламент выступления;
4) осуществлять какие-либо выступления либо перемещения по залу заседаний во время голосования с момента оглашения первого предложения, которое ставится на голосование;
5) осуществлять высказывания с мест и другие нарушения.
В случае осуществления указанных действий председательствующий лишает выступающего слова без предупреждения.
6. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания. В случае нарушения указанных правил депутат может быть также лишен права выступления на срок до одного месяца решением Думы, принимаемым большинством от общего числа депутатов.
7. В случае нарушения депутатом порядка ведения заседания, выступления без разрешения председательствующего, допущения в своем выступлении оскорбительных выражений председательствующий на заседании вправе призвать его к порядку.
8. Депутат, который на том же заседании уже был призван к порядку, призывается к порядку с занесением в протокол.
9. Временное лишение слова на заседании производится путем принятия протокольного решения районной Думой в отношении депутата, который дважды призывался к порядку.
10. В случае нарушения порядка на заседании Думы председательствующий принимает меры к пресечению таких нарушений.
11. В случае невозможности пресечения нарушения порядка председательствующий объявляет перерыв и покидает свое место. В этом случае заседание считается прерванным на 20 минут.
12. Если по возобновлении заседания шум или беспорядок продолжается, председательствующий имеет право объявить заседание закрытым без голосования.
13. Временное лишение слова на заседании производится путем принятия протокольного решения районной Думой в отношении депутата, который дважды призывался к порядку


Статья 55. Рассмотрение иных вопросов деятельности Думы, не предусмотренных настоящим Регламентом, осуществляется в порядке, установленном на заседании Думы, если за него проголосовало большинство от числа присутствующих на заседании депутатов Думы.

Статья 54. Порядок внесения изменений в Регламент

Внесение изменений в Регламент производится решением Думы в порядке, установленном для рассмотрения проектов решений Думы.


------------------------------------------------------------------