Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 18.03.2015 N 427н "На постановление Правительства Волгоградской области от 29 октября 2013 г. N 601-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного ветеринарного надзора на территории Волгоградской области" "



Направлено письмом от 19 марта 2015 г. № 34/03-1725

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 18 марта 2015 г. № 427н

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 29 ОКТЯБРЯ 2013 Г. № 601-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 25 АВГУСТА 2014 Г. № 475-П,
ОТ 23 ЯНВАРЯ 2015 Г. № 35-П)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы постановления Правительства Волгоградской области от 29 октября 2013 г. № 601-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного ветеринарного надзора на территории Волгоградской области" (в редакции от 25 августа 2014 г. № 475-п, от 23 января 2015 г. № 35-п) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области постановления Администрации Волгоградской области от 23 января 2015 г. № 35-п "О внесении изменений в постановление Правительства Волгоградской области от 29 октября 2013 г. № 601-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного ветеринарного надзора на территории Волгоградской области".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утвержден Порядок организации и осуществления регионального государственного ветеринарного надзора на территории Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются общественные отношения, направленные на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области ветеринарии.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии" (в редакции от 04.06.2014 № 145-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 03.02.2015 № 6-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (в редакции от 31.12.2014 № 532-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 31.12.2014 № 532-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 № 987 "О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" (в редакции от 05.06.2013 № 476);
- Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (в редакции от 02.01.2015 № 1);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 13.09.1999 № 308-ОД "О ветеринарии" (в редакции от 12.12.2014 № 171-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД).
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 49.2 статьи 26.3 указанного Федерального закона установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится осуществление регионального государственного ветеринарного надзора.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 8 указанного выше Закона государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) (далее - органы государственного ветеринарного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относится в том числе организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора).
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.
На момент издания исследуемого Постановления действовал Устав Волгоградской области в редакции от 01.10.2013 № 96-ОД. Согласно пункту 3 статьи 32 Устава Волгоградской области Правительство Волгоградской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Волгоградской области, постановлений Губернатора Волгоградской области издает постановления.
Следовательно, Правительство Волгоградской области как высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области было вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме постановления.
В настоящее время действует Устав Волгоградской области в редакции от 23.10.2014 № 131-ОД. Согласно пункту 3 статьи 32 Устава Волгоградской области Администрация Волгоградской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, настоящего Устава, законов Волгоградской области, постановлений Губернатора Волгоградской области издает постановления, которые подписываются Губернатором Волгоградской области.
Следовательно, Администрация Волгоградской области вправе вносить изменения в постановления Правительства Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.

Абзацем 2 подпункта 2 пункта 3.8.4 исследуемого Положения установлено, что одним из оснований для проведения внеплановой проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей является поступление в Комитет обращений и заявлений граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информации из средств массовой информации о фактах возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного характера.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что поступление в Комитет обращений и заявлений граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информации из средств массовой информации о фактах возникновение угрозы причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации - не является основанием для проведения внеплановой проверки.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации, Федеральный закон о защите прав юридических лиц не определяет объем и предмет внеплановых проверок, а лишь устанавливает основания для их проведения и обязанность контролирующих органов действовать в пределах предоставленной компетенции. Предусмотренные ч. 2 ст. 10 данного Федерального закона основания для проведения внеплановой проверки являются общими для всех органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля вне зависимости от предмета контроля (надзора) (Определение Верховного Суда РФ от 08.09.2010 № 44-Г10-34).

Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в ограничении исследуемым Приказом перечня оснований для проведения внеплановой проверки.
Содержание и форма исследуемого постановления соответствует правилам юридической техники.
Текст рассматриваемого Постановления опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 06 ноября 2013 г. № 207.
Постановление Правительства Волгоградской области от 25 августа 2014 г. № 475-п, которым внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликовано в региональной газете "Волгоградская правда" от 03 сентября 2014 г. № 162.
Постановление Администрации Волгоградской области от 23 января 2015 г. № 35-п, которым внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликовано в региональной газете "Волгоградская правда" от 04 февраля 2015 г. № 19.
Вывод: постановление Правительства Волгоградской области от 29 октября 2013 г. № 601-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного ветеринарного надзора на территории Волгоградской области" (в редакции от 25 августа 2014 г. № 475-п, от 23 января 2015 г. № 35-п) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------