Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 25.03.2015 N 482н "На приказ комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области от 19 марта 2012 г. N 183/01 "Об утверждении административного регламента министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории регионального значения "



Направлено письмом от 26 марта 2015 г. № 34/02-2022

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. № 482н

НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19 МАРТА
2012 Г. № 183/01 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО
РЕГЛАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
УСЛУГИ ПО ВЫДАЧЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТА
КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СЛУЧАЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА, СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЮ КОТОРОГО
ПЛАНИРУЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ В ГРАНИЦАХ ОСОБО ОХРАНЯЕМОЙ
ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ
ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ), НАХОДЯЩЕЙСЯ
В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА" (В РЕДАКЦИИ ОТ 21 АВГУСТА 2012 Г.
№ 690/01, ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2012 Г. № 1234/02, ОТ 16 ДЕКАБРЯ
2013 Г. № 97/02, ОТ 08 СЕНТЯБРЯ 2014 Г. № 1644,
ОТ 13 ОКТЯБРЯ 2014 Г. № 1791, ОТ 27 ЯНВАРЯ 2015 Г. № 63)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области от 19 марта 2012 г. № 183/01 "Об утверждении административного регламента министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории регионального значения (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), находящейся в ведении Министерства" (в редакции от 21 августа 2012 г. № 690/01, от 26 декабря 2012 г. № 1234/02, от 16 декабря 2013 г. № 97/02, от 08 сентября 2014 г. № 1644, от 13 октября 2014 г. № 1791, от 27 января 2015 г. № 63) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции по Волгоградской области приказа министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 27 января 2015 г. № 63 "О внесении изменений в приказ Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Волгоградской области от 19 марта 2012 г. № 183/01 "Об утверждении административного регламента министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории регионального значения (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), находящейся в ведении Министерства".
Правовой экспертизой установлено следующее.
Настоящим Приказом утвержден административный регламент министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории регионального значения (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), находящейся в ведении Министерства.
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в области предоставления государственных услуг в сфере охраны окружающей среды при строительстве объектов капитального строительства.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 03.02.2015 № 6-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 29.12.2014 № 458-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 31.12.2014 № 514-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 23.01.2014 № 53);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 05.06.2014 № 482 "Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых министерством природных ресурсов и экологии Волгоградской области" (в редакции от 03.12.2014 № 222);
- постановлением главы администрации Волгоградской области от 28.04.2007 № 682 "Об утверждении Положения об организации и проведении государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня на территории Волгоградской области" (в редакции от 19.11.2013 № 1192);
- постановлением администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 24.11.2014 № 20-п);
- постановлением администрации Волгоградской области от 24.11.2014 № 39-п "Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области как орган исполнительной власти Волгоградской области ранее был предусмотрен Законом Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области".
Вместе с тем обозначенный выше региональный нормативный правовой акт утратил силу в связи с принятием Закона Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области".
Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области ранее было предусмотрено Законом Волгоградской области от 15 марта 2012 г. № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 09.04.2014 № 55-ОД).
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Статьей 8 Закона Волгоградской области от 23.10.2014 № 132-ОД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Волгоградской области" установлено, что органы исполнительной власти Волгоградской области, действующие на день вступления настоящего Закона в силу и не предусмотренные статьей 1 настоящего Закона, продолжают осуществлять свои полномочия до их упразднения, реорганизации или переименования.
Упразднение, реорганизация или переименование органов исполнительной власти Волгоградской области должны быть произведены в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
Согласно пункту 1.1 Положения о комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 24.11.2014 № 39-п, комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, обеспечения экологической безопасности, недропользования, охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, в том числе использования и охраны водных объектов, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, государственной экологической экспертизы на территории Волгоградской области, а также уполномоченным осуществлять государственное управление в области охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, охраны и воспроизводства среды их обитания на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 указанного выше Положения Председатель Комитета издает приказы Комитета.
Таким образом, издание исследуемого ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта было выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Пунктом 2.6.1 административного регламента комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории регионального значения (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), находящейся в ведении Комитета, утвержденного приказом комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области от 19 марта 2012 г. № 183/01, предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Вместе с тем пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что для получения разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства необходимо также предоставлять копию свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что в административном регламенте установлен перечень документов, необходимых для получения государственной услуги, который не соответствует императивной норме Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 7 статьи 51).
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в неполном указании органом исполнительной власти Волгоградской области перечня документов, необходимых для получения государственной услуги.
Содержание и форма исследуемого нормативного правового акта соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 28 марта 2012 г. № 53.
Приказы комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области от 21 августа 2012 г. № 690/01, от 26 декабря 2012 г. № 1234/02, которыми внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 29 августа 2012 г. № 157, от 16 января 2013 г. № 6.
Приказы министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 16 декабря 2013 г. № 97/02, от 08 сентября 2014 г. № 1644, от 13 октября 2014 г. № 1791, от 27 января 2015 г. № 63, которыми внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 25 декабря 2013 г. № 242, от 12 сентября 2014 г. № 169, от 22 октября 2014 г. № 197, от 04 февраля 2015 г. № 19.
Вывод: приказ комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области от 19 марта 2012 г. № 183/01 "Об утверждении административного регламента министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории регионального значения (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), находящейся в ведении Министерства" (в редакции от 21 августа 2012 г. № 690/01, от 26 декабря 2012 г. № 1234/02, от 16 декабря 2013 г. № 97/02, от 08 сентября 2014 г. № 1644, от 13 октября 2014 г. № 1791, от 27 января 2015 г. № 63) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------