Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 26.03.2015 N 492н "На приказ комитета строительства Волгоградской области от 03 марта 2015 г. N 29-к "Об утверждении Положения о конкурсной комиссии по проведению конкурсов для включения в кадровый резерв и на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Волгоградской области в комитете строительства Волгоградской области и Методики проведения конкурсов для включения в кадровый резерв и на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Волгоградской области в комитете строительства Волгоградской области"



Направлено письмом от 27 марта 2015 г. № 34/03-2055

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 26 марта 2015 г. № 492н

НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА СТРОИТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 03 МАРТА 2015 Г. № 29-К "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О КОНКУРСНОЙ КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНКУРСОВ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ
В КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ И НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В КОМИТЕТЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И МЕТОДИКИ
ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ
И НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В КОМИТЕТЕ
СТРОИТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета строительства Волгоградской области от 03 марта 2015 г. № 29-к "Об утверждении Положения о конкурсной комиссии по проведению конкурсов для включения в кадровый резерв и на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Волгоградской области в комитете строительства Волгоградской области и Методики проведения конкурсов для включения в кадровый резерв и на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Волгоградской области в комитете строительства Волгоградской области" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого Приказа.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утверждены:
Положение о конкурсной комиссии по проведению конкурсов для включения в кадровый резерв и на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Волгоградской области в комитете строительства Волгоградской области (далее - Положение);
методика проведения конкурсов для включения в кадровый резерв и на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Волгоградской области в комитете строительства Волгоградской области (далее - методика).
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения в сфере организации и проведения конкурсов для включения в кадровый резерв и на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 03.02.2015 № 6-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 № 185-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2014 № 510-ФЗ);
- Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (в редакции от 19.03.2014 № 156);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 08.04.2005 № 1045-ОД "О государственной гражданской службе Волгоградской области" (в редакции от 11.03.2015 № 10-ОД);
- Законом Волгоградской области от 19.04.2006 № 1214-ОД "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, предъявляемых для замещения должностей государственной гражданской службы Волгоградской области" (в редакции от 11.03.2015 № 10-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 05.03.2007 № 288 "Об утверждении Положения о кадровом резерве государственной гражданской службы Волгоградской области" (в редакции от 30.12.2013 № 1381);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 170 "Об утверждении Положения о комитете строительства Волгоградской области" (в редакции от 26.02.2015 № 152).
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами государственных органов.
Частями 1, 7 и 12 статьи 22 указанного выше Федерального закона определено, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.
Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 16 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112, для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.
В соответствии с частями 1, 8 и 12 статьи 64 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации.
Конкурс на включение в кадровый резерв государственного органа проводится конкурсной комиссией государственного органа.
Положение о кадровом резерве на гражданской службе субъекта Российской Федерации, устанавливающее порядок формирования кадрового резерва субъекта Российской Федерации и кадрового резерва государственного органа субъекта Российской Федерации и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 34 Закона Волгоградской области "О государственной гражданской службе Волгоградской области" положение о кадровом резерве на гражданской службе Волгоградской области, устанавливающее порядок формирования кадрового резерва и кадрового резерва государственного органа и порядок работы с ними, утверждается нормативным правовым актом Губернатора Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 2.5 Положения о кадровом резерве государственной гражданской службы Волгоградской области, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 05.03.2007 № 288, проведение конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации".
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" установлено, что комитет строительства Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Пунктом 1.1 Положения о комитете строительства Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 170, установлено, что комитет строительства Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сферах строительства, обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, градостроительной деятельности и архитектуры на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 обозначенного выше Положения Председатель издает приказы Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Согласно пункту 3.1 Положения, утвержденного исследуемым Приказом, конкурсная комиссия состоит из председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря комиссии и других членов комиссии.
Кроме постоянных членов комиссии в состав конкурсной комиссии перед проведением конкурса приказом комитета включаются представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с государственной гражданской службой. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
Вместе с тем частями 8 и 8.1 статьи 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что в состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 8 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
Следовательно, исследуемым Положением исключается обязанность по включению в состав комиссии представителей общественного совета, образованного при комитете строительства Волгоградской области.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в сужении круга субъектов, включаемых в обязательном порядке в состав конкурсной комиссии.
2. В соответствии с пунктом 14 Методики, утвержденной исследуемым Приказом, решение о дате, месте, времени и процедуре проведения второго этапа конкурса принимается конкурсной комиссией.
Вместе с тем согласно пункту 12 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112, решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Взаимосвязанное толкование приведенных правовых положений позволяет сделать вывод о том, что предоставленное конкурсной комиссии право принимать решение о дате, месте, времени и процедуре проведения второго этапа конкурса противоречит правовым предписаниям актов, имеющих большую юридическую силу.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в предоставлении конкурсной комиссии полномочия, отнесенного федеральным законодательством к полномочиям представителя нанимателя.
В тексте Приказа выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
Пунктом 6 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (далее - Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации), установлено, что на первом этапе на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе.
Вместе с тем абзацем 2 пункта 6 Методики установлено, что на первом этапе отдел правового и кадрового обеспечения Комитета организует подготовку к публикации и размещение объявления о проведении конкурса для включения в кадровый резерв или на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Волгоградской области в Комитете на официальном портале Губернатора и Администрации Волгоградской области www.volganet.ru.
На официальном портале Губернатора и Администрации Волгоградской области имеются официальные страницы исполнительных органов государственной власти Волгоградской области.

Действующая редакция абзаца 2 пункта 6 Методики нарушает вытекающее из Конституции Российской Федерации требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм (постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 № 24-П), так как не позволяет однозначно определить, в какой части портала Губернатора и Администрации Волгоградской области инспекция комитет по делам территориальных образований Волгоградской области размещает объявления о проведении конкурса для включения в кадровый резерв или на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Волгоградской области.
Вместе с тем возникшая правовая неопределенность способна нарушить права граждан, гарантированные Конституцией РФ.
Необходимо отметить, что согласно пункту 6 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации", объявление о проведении конкурса должно быть также размещено в государственной информационной системе в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в нарушении принципа правовой определенности при изложении правовой нормы.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 11 марта 2015 г. № 42.
Вывод: приказ комитета строительства Волгоградской области от 03 марта 2015 г. № 29-к "Об утверждении Положения о конкурсной комиссии по проведению конкурсов для включения в кадровый резерв и на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Волгоградской области в комитете строительства Волгоградской области и Методики проведения конкурсов для включения в кадровый резерв и на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Волгоградской области в комитете строительства Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные несоответствия действующему федеральному законодательству и нарушения правил юридической техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------