Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 28.04.2015 N 897н "На приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области от 05 марта 2015 г. N 45-ОД "Об утверждении Порядка организации работы по приему и рассмотрению обращений в комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области"



Направлено письмом от 29 апреля 2015 г. № 34/03-3217

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 28 апреля 2015 г. № 897н

НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05 МАРТА 2015 Г. № 45-ОД
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРИЕМУ
И РАССМОТРЕНИЮ ОБРАЩЕНИЙ В КОМИТЕТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области от 05 марта 2015 г. № 45-ОД "Об утверждении Порядка организации работы по приему и рассмотрению обращений в комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого нормативного правового акта.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден Порядок организации работы по приему и рассмотрению обращений в комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения в сфере установления общих принципов организации деятельности органов государственной власти в области рассмотрения обращений граждан.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 06.04.2015 № 77-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 24.11.2014 № 357-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 158 "Об утверждении Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" установлено, что комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Пунктом 1.1 Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 158, установлено, что комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере жилищно-коммунального хозяйства и осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере деятельности Комитета на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 обозначенного выше Положения Председатель издает приказы Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Абзацем 2 пункта 1.2 Порядка организации работы по приему и рассмотрению обращений в комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, утвержденного исследуемым Приказом, установлено, что сектор обеспечивает прием и регистрацию всех обращений граждан, поступивших в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в том числе письменных обращений, направленных (переданных) лично в комитет, почтовым отправлением в адрес комитета, обращений в форме электронного документа, направленных посредством электронной приемной портала органов исполнительной власти Волгоградской области www.volganet.ru путем заполнения специальной формы на сайте комитета в разделе "Обращения граждан".
Вместе с тем частью 3 статьи 7 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.
Следует отметить, что иные требования к способу направления обращения и к содержанию заявления, подаваемого в электронной форме, федеральным законодательством не предусмотрены.
Установление формы электронного заявления ограничивает права граждан при подаче заявлений, тогда как частью 2 статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в ограничении прав граждан при подаче заявления в форме электронного документа путем заполнения только специальной формы на сайте Комитета в разделе "Обращения граждан".
В тексте исследуемого нормативного правового акта выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. Абзацем 8 пункта 1.6 Порядка организации работы по приему и рассмотрению обращений в комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, утвержденного исследуемым Приказом, предусмотрена возможность принятия решения об оставлении обращения без рассмотрения, так как оно не поддается прочтению, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Вместе с тем статьей 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", устанавливающей порядок рассмотрения отдельных обращений, не предусмотрена возможность оставления обращений без рассмотрения, в частности, в рассматриваемом случае ответ на обращение не дается.
Следует отметить, что статья 9 указанного Федерального закона предусматривает обязательность рассмотрения обращений, поступивших в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Таким образом, выявленное нарушение правил юридической техники заключается в неправильном использовании терминологии при регулировании правоотношений, возникающих в сфере рассмотрения обращений граждан.
2. Абзацем 3 пункта 1.2 Порядка организации работы по приему и рассмотрению обращений в комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, утвержденного исследуемым Приказом, установлено, что сектор обеспечивает прием и регистрацию всех обращений граждан, поступивших в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в том числе устных обращений, поступивших в ходе личного приема комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области (далее - председатель), заместитель председателя.
Из приведенной правовой нормы не ясно, что имел в виду орган, издавший исследуемый Приказ, что нарушает требование ясности, недвусмысленности и определенности правовой нормы.
Таким образом, выявленное нарушение правил юридической техники заключается в нарушении правил правовой определенности.
Текст исследуемого нормативного правового акта на момент проведения правовой экспертизы не опубликован.
Вывод: приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области от 05 марта 2015 г. № 45-ОД "Об утверждении Порядка организации работы по приему и рассмотрению обращений в комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, выявленные нарушения правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------