Решение Волгоградского областного суда от 04.08.2015 по делу N 3-442/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 1 пункта 2.2 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, утв. постановлением Губернатора Волгоградской обл. от 29.06.2012 N 541>



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 августа 2015 г. по делу № 3-442/2015

в составе председательствующего судьи: Кубасова И.Г.
при секретаре: Д.
с участием прокурора: Дружининой И.А.
рассмотрев 4 августа 2015 года в открытом судебном заседании заявление Г.А.Б. о признании недействующим абзаца 1 пункта 2.2 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 29 июня 2012 г. № 541,

установил:

29 июня 2012 года Губернатор Волгоградской области издал постановление № 541, которым был утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. Текст нормативного правового акта был опубликован в печатном издании "Волгоградская правда", № 122, 11.07.2012.
Из пункта 1.1 приведенного Порядка следует, что он разработан в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и определяет условия предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (далее именуется - ежемесячная денежная выплата).
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что право на ежемесячную денежную выплату имеет один из родителей в случае рождения после 31 декабря 2012 г. в нуждающихся в поддержке семьях третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
В силу абзаца 1 п. 2.2 Порядка (абзац введен постановлением Губернатора Волгоградской обл. от 28.12.2012 № 1432) при определении права на ежемесячную денежную выплату учитываются предыдущие дети, рожденные матерью данного ребенка.
Г.А.Б. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующим пункт 2.2 Порядка в части слов "при определении права на ежемесячную денежную выплату учитываются предыдущие дети, рожденные матерью данного ребенка" - фактически абзац 1 пункта 2.2 указанного Порядка, указав в обоснование заявленных требований, что является отцом троих детей, которые вместе с ним и супругой Г.Е.А. проживают совместно одной семьей. Г.Е.А. не является биологической матерью его старшего сына, в связи с чем, несмотря на рождение у них ребенка в 2014 году (то есть после 31 декабря 2012 года) в назначении ежемесячной денежной выплаты Государственным казенным учреждением "Центр социальной защиты населения по городу Волжскому" Волгоградской области было отказано. В качестве обоснования к отказу в назначении выплаты орган социальной защиты населения сослался на положения оспариваемого им в настоящем деле пункта 2.2 Порядка, указав, что его сын Г.И., 07.06.2014 г. рождения, является вторым ребенком его супруги Г.Е.А.
Вместе с тем (с учетом заявления об уточнении требований) Г.А.Б. полагал, что оспариваемое им нормативное положение Порядка противоречит пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 "О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации", в соответствии с которым высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 1 июля 2012 г. нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
По мнению заявителя при ограничениях, установленных в п. 2.2 оспариваемого Порядка, правом на получение денежной выплаты обладает только мать, родившая троих детей, но не нуждающаяся в поддержке семья (мать и отец), имеющая троих детей.
В судебном заседании представитель Г.А.Б. - Г.Е.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в адресованном суду заявлении.
Представитель Губернатора Волгоградской области Л.Р.В. (доверенность
<...>) в удовлетворении заявленных требований просил отказать, указав, что
оспариваемый заявителем в части Порядок принят Губернатором Волгоградской
области в пределах его компетенции и не противоречит нормативным правовым
актам, имеющим большую юридическую силу. Пункт 2 Указа Президента
Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 "О мерах по реализации
демографической политики в Российской Федерации" носит рекомендательный
характер, а предоставление ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в
поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения
ребенком возраста трех лет является дополнительной мерой социальной
поддержки таких семей, порядок и условия предоставления которой
определяется субъектом Российской Федерации самостоятельно с учетом
3
положений пп. 24 п. 2 ст. 26 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ
(ред. от 13.07.2015) "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации".
Аналогичная правовая позиция в судебном заседании высказана представителями привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Комитета социальной защиты населения Волгоградской области Н.Т.А. (доверенность <...>) и К.Т.И. (доверенность <...>).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Дружининой И.А., полагавшей заявленные требования необоснованными, Волгоградский областной суд не находит оснований к удовлетворению заявления Г.А.Б. в силу следующих обстоятельств.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7, часть 1 статьи 38 и часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что постановлением № 541 от 29 июня 2012 г. Губернатора Волгоградской области утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, действующий в настоящее время в редакции постановления Губернатора Волгоградской обл. от 28.12.2012 № 1432. Постановление опубликовано в печатном издании "Волгоградская правда", № 122, 11.07.2012 г.
Постановление принято в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", а утвержденный им Порядок определяет условия предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
В качестве критерия отнесения семей к категории нуждающихся в поддержке установлен среднедушевой доход ниже величины среднедушевого денежного дохода населения Волгоградской области.
Пунктом 2.1 Порядка установлено, что правом на получение ежемесячной денежной выплаты наделен один из родителей в случае рождения после 31 декабря 2012 г. в нуждающихся в поддержке семьях третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
При этом, при определении права на ежемесячную денежную выплату учитываются предыдущие дети, рожденные матерью данного ребенка (абз. 1 п. 2.2 Порядка).
Проанализировав оспариваемую заявителем норму Порядка, суд приходит к выводу что она принята Губернатором Волгоградской области в пределах его компетенции и не противоречит каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 "О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации".
Как следует из содержания приведенного пункта Указа Президента Российской Федерации указание высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 г. нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет носит рекомендательный характер.
Указанное в полной мере отвечает свободе правового усмотрения и
полномочиям субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения,
3
определенных пп. 24 п. 2 ст. 26 Федерального закона от 06 октября 1999
года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации".
В соответствии с приведенной нормой Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
Кроме того, суд принимает во внимание, что предусмотренные в оспариваемом постановлении Губернатора Волгоградской области выплаты являются дополнительными, а не обязательными мерами поддержки семей. Таким образом, установление таких выплат на уровне субъекта Российской Федерации в обязательном порядке не предусмотрено ни федеральным законом, ни каким-либо иным нормативным правовым актом, имеющим большую по отношению к постановлению Губернатора Волгоградской области силу.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемого нормативного правового акта Губернатора Волгоградской области Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 связаны с неправильным толкованием последнего.

Постановление Губернатора Волгоградской области от 29 июня 2012 г. № 541 разработано и принято в целях достижения показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 в части повышения к 2018 г. суммарного коэффициента рождаемости до 1,573 (подпункт "б" п. 1 Указа Президента РФ).
При этом, под суммарным коэффициентом рождаемости понимается среднее число рождений у одной женщины на протяжении репродуктивного периода (приказ Минэкономразвития России от 30 ноября 2009 г. № 492).
Следовательно, право мужчины и семьи в целом на дополнительные меры государственной поддержки по случаю рождения третьего ребенка является производным от права женщины. Поскольку одной из целей Указа Президента РФ и соответственно постановления Губернатора Волгоградской области является увеличение рождаемости, установление адресной социальной помощи семьям, в которых женщина родила трех и более детей, является правомерным и не противоречащим федеральному законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый Г.А.Б. в части нормативный правовой акт принят с учетом и в строгом соответствии с требованиями федерального законодательства, без нарушения прав и свобод заявителя. Кроме того, он обнародован и введен в действие в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Г.А.Б. о признании недействующим абзаца 1 пункта 2.2 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 29 июня 2012 г. № 541 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение 1 месяца.

Судья
И.Г.КУБАСОВ


------------------------------------------------------------------