Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 07.09.2015 N 2167н "На приказ инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области от 04 августа 2015 г. N 211 "Об утверждении положения о работе с обращениями граждан, поступающими в инспекцию государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области"



Направлено письмом от 8 сентября 2015 г. № 34/02-9240

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 7 сентября 2015 г. № 2167н

НА ПРИКАЗ ИНСПЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ
СОСТОЯНИЕМ САМОХОДНЫХ МАШИН И ДРУГИХ ВИДОВ ТЕХНИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 04 АВГУСТА 2015 Г. № 211
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,
ПОСТУПАЮЩИМИ В ИНСПЕКЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ САМОХОДНЫХ МАШИН И ДРУГИХ
ВИДОВ ТЕХНИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области от 04 августа 2015 г. № 211 "Об утверждении Положения о работе с обращениями граждан, поступающими в инспекцию государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого Приказа.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утверждено Положение о работе с обращениями граждан, поступающими в инспекцию государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения в сфере установления общих принципов организации деятельности органов государственной власти в области рассмотрения обращений граждан.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 13.07.2015 № 254-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 24.11.2014 № 357-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Правительства Волгоградской области от 19.06.2012 № 124-п "Об утверждении Положения об инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области" (в редакции от 24.08.2015 № 504-п);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 06.07.2015 № 608 "Об утверждении Положения о работе с обращениями граждан, поступающими в аппарат Губернатора Волгоградской области, адресованными Губернатору Волгоградской области, вице-губернатору - руководителю аппарата Губернатора Волгоградской области, первым заместителям Губернатора Волгоградской области и заместителям Губернатора Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 постановления Губернатора Волгоградской области от 06.07.2015 № 608 "Об утверждении Положения о работе с обращениями граждан, поступающими в аппарат Губернатора Волгоградской области, адресованными Губернатору Волгоградской области, вице-губернатору - руководителю аппарата Губернатора Волгоградской области, первым заместителям Губернатора Волгоградской области и заместителям Губернатора Волгоградской области" руководителям органов исполнительной власти Волгоградской области предписано в месячный срок со дня вступления в силу указанного постановления принять нормативные правовые акты, регламентирующие работу с обращениями граждан в соответствующих органах исполнительной власти Волгоградской области, с учетом настоящего постановления.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
В соответствии с приложением к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" инспекция государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1 Положения об инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 19.06.2012 № 124-п, инспекция государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области (далее именуется - Инспекция) является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.5 указанного выше Положения руководитель Инспекции издает приказы Инспекции.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте исследуемого Приказа выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Абзацем 2 пункта 6 Положения установлено, что в случае, если обращение содержит информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, исполнитель в течение пяти дней со дня регистрации обращения направляет его в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 Федерального закона.
Вместе с тем частью 3.1 статьи 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют:
Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области;
Губернатор Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области;
Администрация Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области;
иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Таким образом, высшим должностным лицом Волгоградской области является Губернатор Волгоградской области.
Сопоставление приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что исследуемым Положением на должностных лиц комитета не возлагается обязанность по перенаправлению обращений, содержащих информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, Губернатору Волгоградской области.
Пункт 6 Положения по своему правовому содержанию является исчерпывающим и императивным.
Вместе с тем, как следует из части 3.1 статьи 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в:
территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции;
и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в сужении круга обязанностей должностных лиц в сфере рассмотрения обращений граждан.
Содержание и форма анализируемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого правовой экспертизой Приказа опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 11 августа 2015 г. № 133.
Вывод: приказ инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области от 04 августа 2015 г. № 211 "Об утверждении Положения о работе с обращениями граждан, поступающими в инспекцию государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------